Любопытная экспозиция истории кадетов открылась в «Музее военной формы» в Москве под названием «Кадетская перекличка». Она показывает эволюцию понимания кадетов в нашей стране, от момента зарождения детского военного воспитания до наших дней. Схожие мундиры маленьких военных, сохранившиеся в общих чертах сквозь века, отнюдь не исключают существенных отличий в военном воспитании и понимании кадетского образования, образовавшихся в результате исторических перипетий.
Пётр I создал предпосылки кадетского образования, начав посылать дворянских детей за границу. Но оформление «кадетства» и осмысление детского военного воспитания пришло позже, по мере развития направления.
Уже первые кадетские учебные заведения выпускали как военных, так и гражданских лиц. Всемирно известны Морской кадетский корпус, ведущий историю от Навигатской школы 1701 года и ставший Alma mater Владимира Даля и половины композиторов «Могучей кучки»; 1-й сухопутный 1731 года, который закончили многие герои войны 1812 года и Пажеский корпус — место учёбы будущего югославского царя Александра Карагеоргиевича. Неслучайно в Югославии кадетское воспитание по российскому образцу будет продолжено тогда, когда у нас будет установлена советская власть и традиция будет прервана.
Особая нужда в детском военном образовании, в подготовке офицерских кадров возникла в царствование Александра I; при нём появилось 4 кадетских корпуса. При его преемнике Николае I в стране уже было обилие кадетских заведений, образованных в разных российских городах, и сформировалась целая система кадетского образования, дававшего военные и светские навыки одновременно. Николай сдал в кадеты и своего наследника, будущего императора Александра II — самого высокопоставленного кадета империи на тот момент.
Социальный статус кадетов, принцип их набора варьировался. Поначалу в корпуса сдавали детей с трёх лет на полный пансион, и некоторых детей родители не забирали и на каникулы, затем возраст увеличился. Кадетские организации были «своекоштные» — дети здесь обучались за счёт своих семей, но были и квоты для детей офицеров русской армии, погибших за отечество. Такие получали казённое содержание и в дальнейшем трудоустройство. После выпуска из Пажеского корпуса, например, выпускник автоматически становился офицером и поступал на придворную службу, становясь камер-пажом.
Общественное положение влияло на воспитанников, например, форма существовала первого и второго сорта, одежда знати и мундиры обедневших дворян. Чей-то мундир был из сукна, чей-то — из дорогостоящего кастора.
Во второй половине XIX века кадетских учреждений стало так много, что их даже начали упразднять, но быть кадетом оставалось почётным. В последнее царствование, при Николае II, его наследник царевич Алексей не только был воспитанником выпускника Пажеского корпуса Петра Петрова, но играл в военные игры с личной «ротой» — кадетами. Цесаревич был почетным кадетом, и известны его фотографии в форме Первого кадетского корпуса.
Мундиры этого периода, их фурнитура легли в основу «переиздания» кадетов в советский период, состоявшегося в 1943 году благодаря генералу Алексею Игнатьеву — «красному графу», советскому военачальнику, бывшему царскому генералу и выпускнику Пажеского корпуса. Он подал Сталину идею о возрождении кадетских корпусов (в реализации — суворовских училищ).
Светского образования в прежнем виде уже не давалось, но мысль пристроить сирот и бывших «сыновей полков» генералиссимусу понравилась. В Указе оговаривалось, что суворовские училища формируются из детей погибших воинов и партизан. Мальчишек также брали с фронта, из детдомов и родительских домов. Общим было то, что все эти дети видели войну.
Кадеты по сути не были призваны воевать, они должны были учиться. 16-18 летние кадеты могли ходить с оружием, но только для учебного процесса, хотя находящиеся в их распоряжении уменьшенные копии действующего оружие — берданки, ружья были действующими.
Привлечение детей на войну в виде исключения появилось лишь в XX веке. Так, один кадет 1-го кадетского корпуса сбежал на Русско-Японскую войну, был награждён Георгиевским солдатским крестом и затем вернулся в корпус, где был встречен как герой. Чаще же в имперские времена, несмотря на горячее желание патриотически настроенных детей повоевать, такие попытки пресекались. Так было вплоть до Гражданской войны.
Суворовские училища строились по аналогии кадетских корпусов. Мальчики 7-8 лет, полный пансион, светское образование, включающее постижение искусств танца и живописи, хотя и на советский манер. Им был присущ корпоративный дух, сохранялась идея воспитания юношей с целью их подготовки к высшим учебным заведениям и службе в армии (выход в офицерские чины).
Главное, чего оказались лишены кадеты в советский период — это сияния орлов, православных устоев военной службы. У них уже не было ни корпусных церквей, ни крестов на полотнищах знамён — а ведь всё это давало духовные силы как А. Суворову, так и П. Нахимову, в честь которых были названы советские кадетские учреждения.
Первый Кадетский корпус Министерства просвещения России также повторяет в униформе элементы первых учебных заведений страны, тогда — Российской империи. Он был открыт в 1993 году как преемник 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса, но это скорее не собственно кадетское учебное заведение, сколько ностальгия по «кадетсву», ответ на потребность в патриотическом воспитании молодого поколения и фундаментальном его образовании (корпус, в отличие от других школ, не относится к Минобороны и не даёт военной специальности).
Жажда воинского духа, приобщения к кадетской чести наряду с потребностью в фундаментальном всестороннем образовании в России сохраняется, хотя нынешнее поколение, в отличие от детей XVII-XX веков не ощущает на себе войны.
Глядя на кадетские мундиры, повторяющие одежду былых времён, думаешь о том, что как же хорошо, что сегодня нет нужды пристраивать детей полков и юных партизан. Ещё не было бы миллионов сирот мирного времени — и было бы совсем радостно…
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки Светлану Николаевну Надыкту, искусствоведа и хранителя фондов Музея военной формы.