В субботу 22 июля журнал Шпигель (Spiegel) и газета Хандельсблат (Handelsblatt) опубликовали отчет о том, что в течение 20 лет большая немецкая пятерка – Volkswagen, Audi, Porsche, BMW, Daimler – проводила секретные встречи, где обсуждала и решала важнейшие для автомобильной отрасли вопросы, включая параметры нейтрализатора дизельных выхлопов AdBlue.
AdBlue представляет собой небольшой бак с водным раствором мочевины 32.5%, который используется для снижения выбросов оксида азота в выхлопных газах дизельного двигателя. Предполагается, что одной из целей германского картеля была попытка избежать «гонки вооружения» относительно размеров этого бака. Пресса предполагает, что объемы этого раствора были малы для эффективного снижения вредных выхлопов.
Форбс считает, что одной из причин обнародования картельного сговора стала гонка за право выйти «сухим из воды». По данным газеты Зюддойче Цайтунг (Süddeutsche Zeitung), первым покаялся Даймлер (Daimler) и согласно Немецкому и Европейскому антикартельному законодательству он может избежать многомиллиардного штрафа. Вслед за ним, вторым, раскрылся Фольксваген (Volkswagen) – он смог получить 50% скидку на наказание. Последний подозреваемый в Дизельгейте – БМВ (BMW) стал «крайним» и понесет наказание в полной мере.
Нарушителей антикартельного законодательства ЕС может ожидать штраф в размере 10% от глобального дохода.
Возможно, Volkswagen думал, что он был первым, однако это не так. Он подал добровольную декларацию 4 июля 2016 года, а за 10 дней до этого в офисы компании нагрянули полицейские по делу о «стальном» сговоре и вместе с изъятыми бумагами, по иронии судьбы, получили свидетельства уже автомобильного сговора. Это побудило компанию официально покаяться перед властями, но, возможно, это было сделано не достаточно быстро.
Mercedes-Benz (Daimler) раскрылся властям много раньше, говорится в отчете немецких СМИ. Зюддойче Цайтунг пишет, что Даймлер, возможно, начал сотрудничать еще в 2014 году. Он начал пропускать собрания рабочих групп картеля, о чем говорят протоколы заседаний.
Volkswagen и Daimler отказались комментировать утверждения о сговоре в том, чтобы установить цены на систему нейтрализации дизельных выхлопов.
Исполнительный директор Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche) отказался комментировать эту тему, отметив, что Европейская комиссия не начала формальных разбирательств против его компании. «Нам хорошо посоветовали не участвовать в спекуляциях», — добавил он.
Volkswagen заявил, что в настоящее время у компании нет комментариев по данной теме. Однако, для автопроизводителей во всем мире это обычная практика участвовать в обсуждении технических вопросов, чтобы ускорить темпы и качество инноваций. Это приносит пользу во многих отношениях, не в последнюю очередь для клиентов, потому что новинки быстрее становятся доступными и по более низкой цене, чем индивидуальные решения.
Такое сотрудничество особенно подходит, если оно не касается отдельных спецификаций модели. Ранее такая кооперация автопроизводителей велась по вопросам, которые не касались конкурентных характеристик или темам ограничивающим конкуренцию брендов. Например, предполагаемая стандартизация зарядных штекеров для электрокаров.
Источники: Forbes, BBC, Volkswagen