В музее 1812 года в Москве проходят три выставки.
Первая, маленькая, но тёплая экспозиция, состоящая из нескольких стендов в завершение основной, переносит нас в середину XIX века, в семейный быт мятежных русских аристократов-декабристов. Она называется «Жёны декабристов» и представляет собой рисунки (после 1850х гг и фотографии) жён и детей декабристов, а также их самих.
Об этой выставке нельзя сказать, чтобы она сообщила нам что-нибудь новое о декабристах. Осуждены на смерть или каторгу за высказывание своего мнения о политической ситуации были 126 человек, из них только 23 были на момент приговора женаты. 11 жён и 2 невесты приехали в Сибирь к мужьям. Женщины были связующим звеном между декабристами и их семьями, они помогали заключённым облагораживать быт.
Разделение жёнами судеб мужей воспето Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины», и нас со школьной скамьи учили почитать тех, кто выполнил свой супружеский долг как нечто особенное, как подвиг. В то же время, по сей день незамеченными остаются другие узники, жёны и мужья из народа у менее известных осужденных, которые сопровождали их в ещё более тяжёлых условиях. В XIX веке ещё не было принято отказываться от родственных связей в трудную минуту. Да и важно отметить, что в большинстве декабристы предупреждали семьи об участии в тайных обществах. К тому же семьи нередко имели схожее мнение и патриотических дух через поколения.
Так что милые одухотворённые лица с старинных рисунков и фотографий в действительности напоминают нам о времени крепости семьи, о приоритете любви над житейскими неурядицами и о супружеском долге.
Вторая выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника» посвящена крупнейшему художнику советского времени А.М. Герасимову (1881-1963 гг), любимцу И.В. Сталина, академику и первому президенту Академии Художеств в 1947-1957 гг.
Выставка крупная, на ней собрано более 90 полотен разных времён из Русского и Исторического музеев. Благодаря этой подборке и её распределению, явно видны как широко разрекламированный и знакомый каждому соцреалистический период мастера, так и импрессионистический период, знакомый меньшему числу зрителей.
А. Герасимов окончил Училище живописи, ваяния и зодчества сразу по двум классам – как художник и как архитектор. Учился у К. Коровина, В. Серова и А. Архипова. Признание художника началось ещё в царский период, одним из почитателей и друзей художника был В.А. Гиляровский.
Дорогу Герасимову-придворному живописцу проложило полотно «Ленин на трибуне» 1930 г. Затем он стал писать и Сталина, получившего всем знакомый образ доброго и спокойного вождя. Работы написаны добротно, в обилии красных тонов, парадно и без чрезмерной слащавости.
В советское время художник создал серию акварелей по итогам своего мирового путешествия: мы видим чудные виды Бомбея, Шанхая и Константинополя (Стамбула). Эти работы написаны не только с мастерством, но с глубочайшим осмыслением культур и изображаемых событий – к примеру, выделяется изображение интерьеров Св.Софии в Стамбуле, на котором сочно выделена арабская переделка святыни.
Также в советское время написана серия по «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя («Стой, выпала люлька с табаком») и ряд портретов (в том числе А.В. Свешникова, создателя знаменитого русского хора и ректора Московской консерватории).
Ранние и поздние работы, написанные из собственно творческих побуждений, поражают упорным следованием русской импрессионистической традиции. После увольнения из Академии Художеств, Александр Михайлович написал «Половецкие пляски», уже зрелым мастером, но в том же стиле, с которого он начал свою карьеру.
Всё это даёт почувствовать выставка, раскрывая перед нами противоречия этой сильной и талантливой личности. Среди вещей из мастерской мы видим икону Спаса Вседержителя, которая также свидетельствует о сохранении художником своих корней. Несмотря на сотрудничество с властями и участие в политической деятельности, у художника были незыблемые принципы и идеалы, которые он отстаивал и из-за которых попал в опалу при Хрущёве.
Третья выставка посвящена Армении. Экспозиция под названием «Армения. Легенда бытия» представляет более 160 уникальных артефактов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.