В Историческом музее проходит выставка, посвященная цветочной символике «Ars botanica. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX века». После её осмотра цветочные орнаменты наполняются философским смыслом и поэтическим содержанием.
Есть роза дивная: она
Пред изумлённою Киферой
Цветёт румяна и пышна,
Благословенная Венерой.
А.С. Пушкин («Есть роза дивная…»)
Первая половина XIX века была эпохой тайных обществ, которые меняли карту политической жизни России и всего мира. Тайные общества в России пытались повернуть ход истории страны – всем известны «Союз Спасения», «Союз благоденствия», «Общество соединенных славян»; с помощью общества «Молодая Италия» освободились и воссоединились итальянцы, посредством «Филики этерии» — греки…
Аристократия мыслила полунамёками, тайными знаками и символами, которые позволяли ей самым возвышенным и безопасным для цензуры образом общаться между собой. Цветы стали одним из тайных языков, формой иносказания, с которой знакомит выставка. На этом языке слагали стихи А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.О. Жуковский и многие другие поэты. На нём говорили о любви и не только о ней.
Его жена мой взор красою удивляла;
С младенцем радостным счастливая играла
И в кудри темные вплетала васильки,
Колосья желтые и алые цветки.
И. Козлов («Жнецы»)
Обращение к языку цветов было тесно связано с другим увлечением элиты – с античностью.
Цветочный этикет сопряжен с атрибутами древних богов и героев. Цветок анемон родился из крови Адониса, вплетённые колосья воскрешали культ богини плодородия Цереры.
В Историческом музее мы видим предметы обихода императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I и законодательницы мод (личные дневники с цветочными зарисовками, гербарий, листы из альбома).
Цветы наполняли высокий быт и светскую жизнь. В «Дамском журнале» князя Шаликова можно видеть очаровательные бальные образы дам на цветочные темы. Цветами кодировали инициалы владельцев на их шкатулках («селам»), они изображались в альбомах, украшали веера, бальные платья и головы танцоров, и даже ермолки…
«Селам, или Язык цветов» — так называлась книга русского поэта Д. П. Ознобишина 1830 года, в которой он рассказывал о более, чем 400 растительных символах. Книги, посвящённые цветам, также выставлены в витринах.
Растительные мотивы широко использовались в рукоделии (вышивке) и ювелирном деле.
В общей сложности более 100 предметов высочайшего качества представлено на выставке в Историческом музее, которая будет открыта до 3 апреля 2017 года.
Помимо предметов из коллекции музея, здесь выставляются предметы из частных коллекций Ю.Д. Журавицкого и Е.А. Малинко. Также на выставке можно видеть работы современного ювелирного дома Anna Nova, опирающегося на традиции искусства XIX века.