Подразделение прямых инвестиций семейной инвестиционной фирмы Edmond de Rothschild Group объявило о партнерстве со специализированной инвестиционной командой — венчурной фирмой PeakBridge VC, чтобы совместно вкладывать деньги в стартапы в области продовольствия и сельского хозяйства. Речь пойдёт об инвестициях в проекты разработки пищевых технологий в рамках подхода устойчивого развития и сельского хозяйства.
Банковская группа Эдмона де Ротшильда имеет огромные инвестиционные возможности. Она по итогам 2020 года имела в управлении сумму, э, которая составила $165 миллиардов, и сопоставимо с ВВП Белоруссиии в 2020 году ($189.9 миллиардов).
Пищевая промышленность входит в сферу интересов семьи Ротшильд с момента её основания в 1953 году. В рамках Edmond de Rothschild Group есть подразделение Edmond de Rothschild Heritage, однако оно сфокусировано на элитном потреблении — отели класса люкс, гастрономия, сыроделие, сельское хозяйство для гурманов. Однако в ближайшие годы Ротшильды, вероятно, поставили перед собой задачу кормить человечество.
В 2019 году группа вложилась в разработку цифровых решений для недвижимости, которая является одним из основных фокусов её интереса. В 2020 году она направила многомиллионные инвестиции в Африку. Теперь приступает к финансированию передовых решений в пищевой сфере.
Внимание к сельскому хозяйству и продовольствию со стороны Ротшильдов не случайно. Пандемия коронавируса и локдауны привели к тому, что люди стали больше есть и чаще заказывать еду на дом, и эта тенденция не завершится в ближайшие годы.Ожидается, что к 2050 году глобальный рынок продовольствия вырастет на 70%, и для удовлетворения растущих потребностей систему сельского хозяйства потребуется менять.
Кризис породил интерес к прогнозируемому земледелию с контролируемой урожайностью, куда тотчас направились взоры инвесторов. Стали востребованными технологии в области электронной коммерции и доставки, но также решения для мониторинга процесса производства и его безопасности для окружающей среды. Сельскому хозяйству стал требоваться аппарат для прогноза урожая и настройки ирригации, отслеживания сорняков искусственным интеллектом, анализа данных со спутников, дронов и сенсорной аппаратуры, а правила ESG породили потребность производителей в мониторинге углеродного следа.
Кроме того, растёт венчурное финансирование альтернативных белков и немолочного молока. Сегодня во всём мире разрабатываются новые виды белков, получаемых выращенных клеток в лаборатории (уже не из белка растений или насекомых, выращиваемых на фермах). Новые сферы и вызовы требуют новых технологий.
Инновационные технологии (AgTech) — передовое направление для инвестирования, которое росло ещё до пандемии. В 2018 году сектор $17 миллиардов прямых инвестиций. Но Россия, способная стать кормилицей мира, в этом вопросе пока отстаёт.
По данным Skolkovo Ventures, страна привлекает лишь 1% от глобальных инвестиций в направление ($13 миллионов). Наше сельское хозяйство пока не подвержено в основном цифровизации, но будет ли заинтересован Фонд Ротшильда в российских стартапах — неизвестно.
По данным Минсельхоза, средняя рентабельность сельскохозяйственных предприятий в России по итогам 2020 года с учётом субсидий составляет 21%. Привлекательность для инвесторов различается в зависимости от региона, лидирует среди которых Центральная Россия.