Прогнозы развития рынка в начале 2015 года оказались более оптимистичными, чем текущая ситуация на конец сентября. Ассоциация Европейского Бизнеса ожидала падения продаж на 24.5% (до 1.89 млн штук), Минпромторг — на 24% с учетом мер господдержки (до 1.98 млн автомобилей).
В сентябре 2015 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 28.6 % (56’367 штук) по сравнению с сентябрём 2014 г. и составили 140’867 автомобилей. Всего по итогам января-сентября 2015 г. в России было продано 1’192’723 автомобилей, что на 33% ниже аналогичного периода прошлого года. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейских Бизнесов, отмечает, что продажи сентября не улучшили прогноз на оставшиеся 3 месяца, оставив его на уровне 1.57 млн шт, что будет на 37% ниже результатов 2014 г.
Основное негативное влияние оказывает нестабильная макроэкономическая ситуация, которая продолжит создавать сложности на автомобильном рынке в 2015 году. Согласно консенсус-прогнозу рейтинговых агентств и инвестиционных банков, ВВП России снизится в текущем году на 3.5%, инфляция вырастет до 11.6%, ослабление рубля продолжится, и падение реальных доходов населения составит 2.8%. Значимым отрицательным фактором, по мнению PwC, станет также продолжающийся рост цен на автомобили. Коммерсант.ru сообщил, что с 1 сентября 2015 цены на свою продукцию уже повысили примерно на 5% такие производители, как Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen.
Российские автодилеры в начале лета 2015 года делали еще более пессимистичный прогноз, ожидая падения продаж на 40%. По итогам совместного исследования компании EY и Ассоциации РОАД стало известно, что закрытие значительного количества дилерских центров в 2015 обусловлено падением прибыли, ростом риска банкротства и высокой степенью закредитованности (57% компаний начали или планируют начать переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга). Такие риски вызваны недостаточной диверсификацией источников прибыли, значительная часть которой приходится на продажу новых машин.
PwC отмечает, что, помимо стимулирования спроса (государственной поддержки и автокредитования), сдерживать силу негативного тренда на автомобильном рынке России смогут такие факторы, как новизна модельного ряда и уровень локализации. С одной стороны, в более выигрышной ситуации окажутся бренды, имеющие возможности при умеренном росте цен предложить покупателю новые модели, с другой, сдержать цены путем повышения локализации производства бренда на российском рынке. По оценке PwC, объем продаж российских брендов Lada и UAZ упадут только на 10% (370 тыс. машин в год), иномарок российского производства – на 33% (860 тыс.). Наибольший спад ожидает импортеров, не имеющих заводов на территории России, — на 55% (до 290 тыс. автомобилей). В итоге рост рыночной доли российских брендов составит 17.5-24%, российских иномарок – 54-56%. Доля импортных автомобилей сократится с 27,8 до 19%.
Другой возможностью для развития бизнеса российскими автопроизводителями в условиях ослабления рубля и поддержки со стороны государства станет расширения экспорта.
В рамках конференции «Автоэволюция-2015», проведенной в Калуге, был сделан прогноз, что в 2015 году экспорт иномарок из России может вырасти на 50-60% по сравнению с прошлым годом (до 150’000–200’000 машин). При этом, суммарные мощности российских заводов могли бы производить до 3 млн машин ежегодно, но ввиду кризиса и оптимизации производства конвейеры загружены не более, чем на 40%. Так, по сообщению издания Колёса.ру, Hyundai ищет возможность открытия в России новых площадок, планирует расширить мощности петербургского завода для выпуска новинки — кроссовера Creta, а также планирует увеличить экспорт модели Solaris российской сборки на Ближний Восток.
По оценкам PwC, уже с 2016 года автомобильный рынок начнет стремиться к восстановлению, увеличив продажи на 6,7%, до 1,6 млн машин, а уровень продаж 2014 года (2,3 млн) сможет достичь к 2018 году. По долгосрочному прогнозу компании, в 2025 году в России будет продано 3,1 млн автомобилей.
Источники: Ассоциация Европейского Бизнеса, Минпромторг, PricewaterhouseCoopers (PwC), Министерство экономического развития, исследование компании EY и Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) , Конференция «Автоэволюция-2015», Коммерсант, Колёса.ру.