Франс Халс — одно из самых узнаваемых имён истории искусства и художник с одними из самых узнаваемых лиц в ней. Одна из характерных черт его творчества, которая отличает Халса от современников, — это непринуждённость его кисти. Его способность передавать удивительную детализацию всего несколькими мазками кисти оказала огромное влияние на последующие поколения художников, в том числе на импрессионистов. Благодаря этому Халс считается предтечей модернизма, который расцвёл через 200 лет после его смерти.
Халс родился и провёл большую часть своей жизни в Харлеме на севере Голландии. Именно жителям Харлема он и посвятил свою жизнь, создавая портреты как представителей высших кругов города, так и тех, кто был вне круга приличного общества.
Сейчас по Европе путешествует выставка «Франс Халс: мастер мимолётного мгновения», собравшая 50 его картин из 20 коллекций со всего мира, включая работы современников Халса и художников, вдохновлённых его творчеством.
Самым любопытным участником этой выставки стала работа Иронично также участие в выставке Юдит Лейстер, которая ныне считается одной из величайших художниц голландского Золотого века.
Ведь до её повторного открытия в 1890-х годах работы художницы приписывались либо её мужу ну Менсе Моленеру, либо самому Халсу.
При жизни поворотным моментом в её карьере стала судебная тяжба с Франсом Халсом — она подала жалобу на то, что тот взял на работу одного из её учеников без разрешения Гильдии живописцев.
Взглянем на пять работ выдающегося мастера портретного жанра.
«Смеющийся кавалер» — самая известная работа Халса, получившая это название в конце 1880-х годов. Она демонстрирует великолепную французскую моду, которую носили представители голландской знати, а также способность Халса создавать сложные текстуры, используя ограниченную цветовую палитру. Детали наряда кавалера, в том числе пчелы и стрелы, также привлекали внимание современников как символы любви и удачи.
Картина «Малле Баббе» также облюбована поклонниками Халса. Считается, что работа, также известная как «Харлемская ведьма», является портретом Барбары Клаас, больной женщины, которая жила в психиатрической больнице «Хет Долхейс». Клаас была знаменитой в Харлеме и, вероятно, была известна Халсу. Изображение совы на её плече может быть отсылкой к старой голландской пословице о том, что она «пьяна как сова»; совы также могут быть истолкованы как символы глупости. Портрет был очень популярным, и в 1860-х годах Гюстав Курбе сделал свою собственную копию во время посещения Германии, где он хранился.
«Увы, бедный Йорик!» — вот что, по мнению многих, хотел сказать молодой человек Халса, изображая знаменитую сцену из «Гамлета» Шекспира, опубликованного в 1603 году. Однако, нет никаких записей о том, что Шекспир исполнялся в Нидерландах в то время, когда Халс создавал это произведение в 1627. «Молодой человек с черепом» является картиной-аллегорией, призванной напоминать зрителям о краткости жизни, и была популярным сюжетом с 16-го века.
Были споры о том, является ли картина Халса «Весёлый пьяница» портретом реального человека или жанровой картиной, изображающей вымышленного персонажа. То, что портретируемый реальный человек, заказавший картину, маловероятно из-за того, что сквозь улыбку видны его зубы — что для элиты того времени, способной позволить себе такой заказ, считалось вульгарным.
На поясе у человека висит медаль, которая, по мнению некоторых искусствоведов, могла бы указать на личность натурщика, если бы только небрежный мазок Халса не скрывал его деталей. Одно из предположений, позирующий — это Хендрик ден Абт, владелец гостиницы, которому принадлежало несколько картин Халса, хотя одежда, которую он носит, является типичной для военных, а название картины указывает на то, что позирующий — «гражданский гвардеец».
«Смеющийся мальчик» — одна из серии работ Халса «тондо» (круглые рисунки), изображающих смеющихся юношей — произведений, которые служат скорее для того, чтобы передать сильное настроение или экспрессию, чем для того, чтобы передать сходство с реальным натурщиком.
Смех всегда считался одной из самых сложных эмоций, которые можно запечатлеть красками, но Халсу это удаётся с помощью минимального количества мазков — всего одной белой полоски, обозначающей переносицу мальчика.