Франс Халс: История пяти портретов

Франс Халс: История пяти портретов

Франс Халс — одно из самых узнаваемых имён истории искусства и художник с одними из самых узнаваемых лиц в ней. Одна из характерных черт его творчества, которая отличает Халса от современников, — это непринуждённость его кисти. Его способность передавать удивительную детализацию всего несколькими мазками кисти оказала огромное влияние на последующие поколения художников, в том числе на импрессионистов. Благодаря этому Халс считается предтечей модернизма, который расцвёл через 200 лет после его смерти.

Халс родился и провёл большую часть своей жизни в Харлеме на севере Голландии. Именно жителям Харлема он и посвятил свою жизнь, создавая портреты как представителей высших кругов города, так и тех, кто был вне круга приличного общества.

Сейчас по Европе путешествует выставка «Франс Халс: мастер мимолётного мгновения», собравшая 50 его картин из 20 коллекций со всего мира, включая работы современников Халса и художников, вдохновлённых его творчеством.

Самым любопытным участником этой выставки стала работа Иронично также участие в выставке Юдит Лейстер, которая ныне считается одной из величайших художниц голландского Золотого века.

Ведь до её повторного открытия в 1890-х годах работы художницы приписывались либо её мужу ну Менсе Моленеру, либо самому Халсу.

При жизни поворотным моментом в её карьере стала судебная тяжба с Франсом Халсом — она подала жалобу на то, что тот взял на работу одного из её учеников без разрешения Гильдии живописцев.

Взглянем на пять работ выдающегося мастера портретного жанра.

Франс Халс, Смеющийся кавалер, 1624
Франс Халс, Смеющийся кавалер, 1624

«Смеющийся кавалер» — самая известная работа Халса, получившая это название в конце 1880-х годов. Она демонстрирует великолепную французскую моду, которую носили представители голландской знати, а также способность Халса создавать сложные текстуры, используя ограниченную цветовую палитру. Детали наряда кавалера, в том числе пчелы и стрелы, также привлекали внимание современников как символы любви и удачи.

Франс Халс, Малле Баббе, 1640
Франс Халс, Малле Баббе, 1640

Картина «Малле Баббе» также облюбована поклонниками Халса. Считается, что работа, также известная как «Харлемская ведьма», является портретом Барбары Клаас, больной женщины, которая жила в психиатрической больнице «Хет Долхейс». Клаас была знаменитой в Харлеме и, вероятно, была известна Халсу. Изображение совы на её плече может быть отсылкой к старой голландской пословице о том, что она «пьяна как сова»; совы также могут быть истолкованы как символы глупости. Портрет был очень популярным, и в 1860-х годах Гюстав Курбе сделал свою собственную копию во время посещения Германии, где он хранился.

Франс Халс, Молодой человек с черепом, 1627
Франс Халс, Молодой человек с черепом, 1627

«Увы, бедный Йорик!» — вот что, по мнению многих, хотел сказать молодой человек Халса, изображая знаменитую сцену из «Гамлета» Шекспира, опубликованного в 1603 году. Однако, нет никаких записей о том, что Шекспир исполнялся в Нидерландах в то время, когда Халс создавал это произведение в 1627. «Молодой человек с черепом» является картиной-аллегорией, призванной напоминать зрителям о краткости жизни, и была популярным сюжетом с 16-го века.

Франс Халс, Веселый пьяница, 1629
Франс Халс, Веселый пьяница, 1629

Были споры о том, является ли картина Халса «Весёлый пьяница» портретом реального человека или жанровой картиной, изображающей вымышленного персонажа. То, что портретируемый реальный человек, заказавший картину, маловероятно из-за того, что сквозь улыбку видны его зубы — что для элиты того времени, способной позволить себе такой заказ, считалось вульгарным.

На поясе у человека висит медаль, которая, по мнению некоторых искусствоведов, могла бы указать на личность натурщика, если бы только небрежный мазок Халса не скрывал его деталей. Одно из предположений, позирующий — это Хендрик ден Абт, владелец гостиницы, которому принадлежало несколько картин Халса, хотя одежда, которую он носит, является типичной для военных, а название картины указывает на то, что позирующий — «гражданский гвардеец».

Франс Халс, Смеющийся мальчик, 1630
Франс Халс, Смеющийся мальчик, 1630

«Смеющийся мальчик» — одна из серии работ Халса «тондо» (круглые рисунки), изображающих смеющихся юношей — произведений, которые служат скорее для того, чтобы передать сильное настроение или экспрессию, чем для того, чтобы передать сходство с реальным натурщиком.

Смех всегда считался одной из самых сложных эмоций, которые можно запечатлеть красками, но Халсу это удаётся с помощью минимального количества мазков — всего одной белой полоски, обозначающей переносицу мальчика.

Поделиться с друзьями
Subscription