Франса Снейдерса — фламандского художника XVI века, нередко называли «Рубенсом натюрморта». Оба мастера были дружны, сотрудничали при выполнении заказов. Их стиль объединяли высокое мастерство, безупречная колористика, композиция, игра на импасто и лессировках.
Всё это сегодня можно воочию наблюдать в ГМИИ им. А.С. Пушкина, ведь объединенная российская коллекция позволяет в полноте постичь талант выдающегося мастера-анималиста и барочного живописца охотничьих даров.
Снейдерс представлен завораживающими воображение монументальными композициями, где неподвижное-мёртвое (фрукты, рыбы, дичь) дополняют человеческие фигуры, собаки и кошки. Каждая деталь выписана с невыразимым совершенством, каждая работа — эталонная красота человеческого бытия.
Четыре крупных полотна сцен с рынка были созданы Снейдерсом около 1615 года на заказ для епископа Антониуса Триеста, и впоследствии они служили украшением столовой дворца архиепископа Брюгге. Через десятилетия полотна стали жемчужиной российской коллекции, которая начала формироваться при царице Елизавете. Екатерина украсила ими богатейшую коллекцию музея Эрмитаж.
Однако это не единственное, что сегодня находится в крупнейших музеях России и региональных коллекциях. Другие «натюрморты» фламандского мастера, дополненные продолжавшими его жанр родственниками и учениками, демонстрируют особую живописную школу, когда-то подчеркивавшую блеск своей страны. Это больше того, что позднее французы назовут изображением мертвой природы — натюрморт.
Стейндерс был учеником Питера Брейгеля Младшего, затем обучался у Хендрика ван Балена. В 1602 году он стал свободным мастером гильдии художников Сен-Люк в Антверпене — городе, где он создал большую часть своих работ.
При этом знаменитый на весь мир навык изображения фруктов художник приобрел в Италии, где жил в 1608–1609 годах (художник посетил Рим, а после — Милан).
Вероятно, изначально во Фландрии художник зарекомендовал себя как портретист, и лишь затем увековечил своё имя в истории живописи «натюрмортами». Представленный Яном Брейгелем Старшим коллекционеру произведений искусства кардиналу Федерико Борромео, Франс Снейдерс написал для него копию портрета Тициана на заказ.
Особая по стилю живопись Снейдерса утвердилась в 1636-1638 годах, когда он помогал Рубенсу в украшении охотничьего домика Парадной башни короля Испании Филиппа IV. В рамках проекта появились десятки работ Снейдерса, созданные по эскизам Рубенса. Два художника также работали вместе над декорациями Королевского Алькасара и Дворца Буэн-Ретиро в Мадриде. К сожалению, охотничий домик не уцелел до наших дней, а Испания впоследствии утратила господство над Фландрией.
Среди искусствоведов нередко высказывается мысль, что Франс Стейндерс выполнял пропагандистскую задачу испанской элиты. Демонстрация роскошного изобилия в Антверпене настолько красноречиво показывала превосходство испанского правления над графством Фландрия по сравнению с прежним, что от вида изображенных красот и у сегодняшнего зрителя разыгрывается аппетит.
Тем не менее, это прежде всего высокое европейское искусство, которое, несмотря на современные сложности, можно увидеть в России. Работы Франса Стейндерса доступны любителям искусства в Москве.