Генрих Семирадский — российский художник с польскими корнями, благодаря новой выставке в Третьяковской галерее (ГТГ) «По примеру богов» вышел из забвения широкой публики. Вернее, элитарный художник впервые был масштабно представлен ей.
Едва закончив Академию живописи, Генрих Семирадский снискал покровительство Царской семьи, но после падения самодержавия в России вошёл в список, который с пренебрежением именовали «академическими живописцами». Собственно, он таким и был, чем гордился.
Несмотря на негативный пиар, в 2000-е годы работы фаворита Александра III приобретались на аукционах Christie`s и Sotheby`s по цене более 1 миллиона долларов. Одна из таких продаж — авторская копия «Танца среди мечей» (написана по заказу А. Орловского) даже стала объектом специального расследования и претензий польского правительства. Её копия по заказу К. Солдатёнкова находится в ГТГ и выставлена на упомянутой выставке.
В польских музеях Варшавы и Кракова и львовской Художественной галерее находится сегодня большая часть работ того, кто был прославлен как великий поляк и нашёл упокоение в крипте самых заслуженных сынов своей земли.
На Украине Генрих Семирадский родился, о польских корнях никогда не забывал, но для жизни предпочёл Италию. Благосостояние однако живописец сформировал в России. Продажа картин дала возможность художнику купить роскошную виллу в Риме и наполнить её коллекцией предметов Античности. А вокруг был устроен прелестный экзотический сад.
Произведения, за которые Романовы платили десятки тысяч рублей (целые состояния по тем временам), не мог себе позволить даже основатель галереи Третьяков. Крупнейшая коллекция русской живописи пополнилась его работами лишь после национализации галерей и коллекций дореволюционной знати, а дополнить собрание Семирадского на выставке помогли Русский музей (покупки работ художника царь положил в её основание), другие галереи и современные частные собрания.
Конечно, то, чем раньше владел царь и богатейшие люди России, сегодня также находится в руках элит. Ряд произведений на выставку прислал Музей Фаберже — галерея Виктора Вексельберга.
Элитам наших дней близка роскошь полотен художника и замысловатая философия его работ. Античные мифы, оргии римских партициев, залитые солнцем пейзажи итальянской земли на протяжении всей жизни оставались вдохновением Семирадского.
Александр III «включал» любимца в знаковые патриотические проекты своего царствования — основание Русского и Исторического музеев и постройку Храма Христа Спасителя, хотя работами на русские сюжеты он не был знаменит. Подчёркнутая «европейскость» поляка, его понимание искусства как ублажения эстетического чувства были объектом яростной критики русских либеральных коллег.
Любовь к Античности и западнический образ мышления католика нашли отражение и в его христианских сюжетах. Разделяя христианский (праведный) и языческий мир, как того требовали библейские тексты, Генрих Семирадский демонстрирует неприкрытую симпатию к ушедшим временам.
Пленителен порок в изображении художника, прелестны его образы вакханок и рабынь, а грешница с одноимённой знаменитой картины такова, что ей в равной степени восторгаются и христиане, и язычники.
Генрих Семирадский учился мастерству у ученика великого Карла Брюллова и достиг технического совершенства своих работ. Он был близок к кругу Адама Мицкевича, блестяще образован и умело выбирал сюжеты для своих картин.
Понимание этой живописи требует глубокого погружения в философию и историю, но созерцание прекрасной по исполнению живописи доступно всем. Приятно, что вследствие повышенного внимания олигархов искусство Генриха Семирадского стало доступно многим москвичам. Жаль только, что времена таковы, что привезти произведения, заказанные польской и украинской элитой стало невозможно — для демонстрации искусства Генриха Семирадского это было бы уместно.