Вдохновлённый двухсотлетием создания первого московского памятника Минину и Пожарскому, Государственный исторический музей (ГИМ) открыл выставку, показывающую его в исторической ретроспективе. Выставка «Памятник Минину и Пожарскому в Москве» продлится до 26 марта 2018 года.
Экспозицию открывает портрет автора проекта – скульптора Ивана Петровича Мартоса, за ним следуют гравюры, скульптурные композиции, графические и живописные работы из фондов Исторического музея, которые создают панорамное видение памятника сквозь время и место. От замысла – к проекту, от реализации – к открытию, от открытия – к событиям русской истории, свидетелем которых стал монумент.
Что касается места, медно-латунный памятник Минину и Пожарскому в Москве с момента открытия в 1818 году и до 1931 года стоял спиной к ГУМу (Верхним Торговым Рядам), и был развернут лицом к Кремлю. Видишь, Пожарский, Кремль, оккупированный поляками? Вот тебе меч, а я пойду собирать деньги на ополчение 1612 года, — говорит князю Минин.
Построенный народом (всем миром) по инициативе литературно-общественного клуба «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», монумент был посвящен истинным спасителям Отечества от иноземного ига в далёком XVII веке. Хотя император Александр I и был одним из щедрых жертвователей проекта и вместе с императрицей принял участие в его торжественном открытии, но «Вольное общество» включало в себя многих литераторов-декабристов (Ф. Глинку, К. Рылеева, В. Кюхельбекера и др.), и вскоре после расправы над ними было разогнано.
Памятник был событием и проявлением истинного патриотизма с момента замысла. Изначально, как рассказал нам Е. Лукьянов, предполагалось поставить памятник Минину, Пожарскому и патриарху Гермогену, соратниками которого были русские народные герои. Но затем в скульптурное группе осталось только двое – представитель народа и представитель власти.
Памятник горячо приветствовал «неистовый Виссарион» Белинский. Несомненно одобряя создание памятника и преклоняясь перед его героями, небольшую критику произведению позволил себе А.С. Пушкин. Как историк, он обратил внимание на одну несуразность: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукий, или думный дворянин Косма Минич Сухорукий, или, наконец, Кузьма Минин, выбранный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского». Так писал великий русский поэт для путеводителя по Москве Погодина в 1836 году, через много лет после открытия памятника. Его знаменитый предок – Гаврила Пушкин – был близко знаком с думным дворянином Космой Миничем Сухоруким; они работали, говоря современным языком, в одной организации…
«Мне хотелось показать москвичам и гостям столицы историю памятника. Я не хотел вдаваться в идеологические подробности, особенности, но это – очень интересная история. — рассказал читателям культурно-политического журнала «Э-Вести» куратор выставки Евгений Лукьянов. – О ней мало известно. Во-первых, существует одна-единственная монография о скульпторе Иване Мартосе столетней давности (1938 года). Во-вторых, ещё нет исследований о памятнике, и мы будем рассказывать о том, как он создавался, как его выплавляли, перевозили из Петербурга в Москву. Ещё до того, как он появился, памятник получил известность в Европе благодаря тому, что в 1809 году была выпущена гравюра с изображением проекта, рассылавшаяся по всей империи для сбора денег. Эта гравюра затем попала в Европу и вдохновляла её мастеров.
Сегодня редко кто знает, что за праздник скрывается за датой 22 октября (4 ноября) – это День народного единства, всегда в дореволюционной России отмечавшийся крестным ходом. Его учредил Михаил Романов вместе с патриархом Филаретом».
Евгений Лукьянов признался, что хотел бы однажды увидеть, что памятник Минину и Пожарскому займёт своё прежнее место, направляя взгляд на Кремль, и не будет больше подавляться мощным соседством Покровского собора (Василия Блаженного). На наш взгляд, после выставки большинство посетителей согласятся с этим. Слишком уж прекрасны и убедительны старинные гравюры, на которых памятник стоит на своём исконном месте.