Сегодня в Государственном Историческом музее открылась поразительная выставка «Железный век. Европа без границ». Удивительно не то, что один из богатейших музеев России показал свои несметные богатства, присовокупив к ним шедевры других отечественных коллекций (Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина и других) — это как раз привычно, а то, что первое тысячелетие до Р.Х. на территории России отныне представляется совсем неизведанным (terra incognita) и гораздо более развитым, чем предполагалось.
«Любой музей, создавая выставку, решает несколько проблем, — пояснил нам руководитель ГИМ А.К. Левыкин, — Во-первых, мы в какой-то степени решаем культурологическую проблему, потому что мы выставляем культуры тех цивилизаций, которые существовали и исчезли, но не могли не отразиться на нашей современной культуре. Во-вторых, главная цель Исторического музея — иллюстрировать, исследовать и показывать на основе материальных памятников те процессы и события, которые происходили на территории нашей страны и в какой-то степени Европы, частью которой является наша страна. Тот исторический фон, который мы показываем, существовал на территории всей Европы: от Испании до Хабаровска».
Сокровища, обнаруженные в Пермском крае или Архангельской области, поражают воображение. Тончайшего мастерства предметы, найденные в могильниках русских степей и принадлежавшие скифам и сарматам, впечатляют. Шедевры древних мастеров, живших на территории нынешнего Кавказа, оказываются вровень с образцами греческого мира. И всё это вместе, объединённое с материальными свидетельствами жизни кельтских и иранских племён, свидетельствует о интенсивном культурном обмене, обогащавшем людей, живших за три тысячи лет до нас.
Российский историк, главный научный сотрудник отдела археологии ГИМ Д.В. Журавлёв, говорит: «Мы даём мазок Античной цивилизации в Причерноморье, но при этом чётко показываем, что у нас были точно такие же вазы, как в Греции, Малой Азии и других регионах. У нас есть, например, уникальные костяные скифские пластинки из Таманского полуострова, которые близки некоторым бронзовым изделиям кельтского времени. В случае последних мы можем говорить скорее о влиянии скифского искусства, потому что скифы ходили в Европу и принесли сюда своё искусство. В свою очередь, мы видим влияние фракийского искусства, его элементов декора на скифов. Да, были разные культуры и территории, но Европа была взаимосвязанной».
Как жили, дружили, торговали древние народы? Очевидно, что они были ближе друг к другу, чем мы могли себе вообразить. «Греки почти поголовно вооружались как скифы, потому что иначе они не могли бы противостоять скифской коннице. В эпоху Железного века уже были закупки военного вооружения, армии перенимали его друг у друга, как и элементы фортификации», — уверяет Денис Валерьевич.
Чаши из скифских курганов, бронза из Северной Осетии, конная упряжь и драгоценности тонкой работы, присущей каждой из этих культур, мастерские изображения животных, которыми люди украшали предметы обихода, предметы культа и керамика, запечатлевшая жизнь людей, считавшихся дикарями — всё это опровергает устоявшиеся точки зрения о поступательном развитии человечества. Древние цивилизации были ничуть не менее развиты, чем мы с Вами, если мы говорим о высокой культуре.
Выставка открывает горизонты нашего мышления и восприятия искусства. Мы воочию видим сарматские реликвии и узнаём о культуре, в которой существовали упомянутые греческими историками амазонки, мы видим элегантные бронзовые зеркала, которые разбивались перед помещением в могилу. Отсюда происходит наше предубеждение о разбитом зеркале — предвестнике несчастья.
Наверное, уже давно следовало продемонстрировать эти предметы зрителю таким образом, чтобы был ощутим ход времени и истоки своей великой культуры. Но лучше поздно, чем никогда: пусть эти экспонаты послужат пищей для ума и предметом гордости за величайшие неизведанные богатства, которыми владеют Россия и Европа с незапамятных пор.