Русская фарфоровая скульптура, созданная на Императорском фарфоровом заводе, Фабрике Гарднера и других славных российских заводах открылась в Государственной Историческом музее России (ГИМ). Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII — начала XX века» не только показывает богатство коллекции ГИМа, но и напоминает о том времени, когда великие мастера по заказу высшего класса воспевали русский народ.
Коллекция из 200 экспонатов, представленная на выставке, охватывает период от правления Екатерины Второй до последнего русского царя Николая II.
В начале фарфорового дела в екатерининской России (фарфор был доступен только для богатейшей части общества) основным исполнителем был завод Гарднера, а заказчиком — Императорский двор, который хотел использовать этот материал для бытовых целей и наслаждения предметами искусства. Мы видим потрясающие золочённые тарелки, изящные статуэтки и тончайшие предметы обихода, сделанные в конце XVIII века.
Со временем популярность фарфора росла, фарфоровое дело становилось выгодным, и в России открылось немало заводов, выпускавших продукцию по образцу фабрики Гарднера. В том числе штамповка этих изделий осуществлялась на небольших заводах Гжели.
Самое заметное в представленных в ГИМ экспонатах относится ко времени после войны 1812-1815 годов, когда царь и дворяне поняли, что население России — это не просто население, а народ, самоотверженный и духовный, поборовший жестокого врага и спасший свою страну. В Европе подобный жанр уже существовал несколько веков, но лучше поздно, чем никогда.
Основную работу по фарфоровому воплощению нового образа взял на себя завод Попова. На протяжении десятилетий с любовью, нежностью и (порой) иронией мастерами выводятся простые русские люди, крестьяне и молодые крепкие бабы с детьми, трактирщики и сапожники, пескари и базарные торговки. Часто этот жанр носит название «лубок», но ирония здесь вряд ли уместна. Изображенных типов — увы — уже нет в России, и для людей нашего времени фарфор — это исторический материал, который вобрал в себя лики прошлого и веяния ушедшей эпохи.
Последним императорским заказом мастерам фарфоровых дел был заказ 1907 года под названием «Народы России». Эта «этнографическая» фарфоровая серия открылась на той же фабрике Гарднера, которая и начала победное шествие фарфора по стране. На этот раз было создано 40 скульптур из атласа «Народы России». Император Николай II с интересом отнёсся к начинанию и оказал ему поддержку, разместив крупный заказ.
Благодаря императору, перед нашим взором предстают все народы России, яркие представители которых исполнены рукой мастера Каменского. Это последний прекрасный фарфоровый подарок от императорской России, хронологически венчающий собой выставку «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII — начала XX века».