Банкротство автодилерских центров — печальная реальность 2000х годов. Когда-то, до прихода в Россию офисов зарубежных автопроизводителей, это был очень прибыльный бизнес, который казался устойчивым и осуществлял инвестиции в улучшение сервиса автомобилей и расширение сетей. В конце 1990х годов, когда я пришла работать в компанию «Musa Motors», ситуация стала меняться на глазах.
Сегодня автодилеры, которые непосредственно не занимаются импортом автомобилей и вынуждены согласовывать с автопроизводителем каждый шаг, целиком «завязаны» как на экономическое положение страны и платёжеспособность клиентов, так и на кредитные средства. Но самое главное, они полностью зависят от политики иностранных автопроизводителей, многие из которых сегодня ввиду геополитической и экономической ситуации предпочли уйти. Им не позавидуешь.
Только в 2022 году — 45 брендов покинули РФ, а значит, и российских партнёров. Выполнение джентльменской декларации под названием «Кодекс автопроизводителя» никто не сможет поставить им на вид — документ не является юридически значимым.
Уходит автопроизводитель из страны — все прелести общения с разочарованными клиентами приходится пожинать дилеру, поскольку клиент общается напрямую с ним.
Почти три десятка лет назад всё было не так, и мне казалось, что автодилерские центры могут становиться точками роста для автомобильной промышленности — заработав серьёзные деньги, собственники сначала расширяли сервис и точки продаж, а затем начинали задумываться о производственных мощностях. Они ставили вопрос о защите своих инвестиций, когда главой Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» РОАД был Владимир Моженков. Но об этом уже давно речи не идёт, автодилеры думают о выживании и приноравливаются к политике производителей и государства.
Почему государство законодательно не разработало систему защиты российских инвесторов? Суммы не те. Инвестиции, с которыми приходили автопроизводители, большинству дилерских центров не по плечу.
Как в русском народе говорят: «От сумы и тюрьмы никто не застрахован». Яркий тому пример — посаженный на 4 года в тюрьму глава некогда крупнейшей сети Красноярска «Крепость» Александр Кангун.
В 2018 году с ним разорвал автодилерский контракт автопроизводитель Toyota. И тогда же начались перипетии, которые сегодня привели когда-то успешного бизнесмена за колючую проволоку.
Коллеги заступались за Кангуна (это многое значит и говорит о репутации бизнесмена), вложившего более 2 миллиардов рублей в 4 центра автопроизводителя для соблюдения его корпоративных требований. Олег Мосеев, в ту пору глава РОАД, опубликовал следующее заявление: «На наш взгляд, складывается абсолютно неприемлемая ситуация, когда производитель, вопреки Кодексу автопроизводителя, расторгает договор с добросовестным дилером в одностороннем порядке в кратчайшие сроки. В этой ситуации не учитываются ни интересы клиентов, ни долгосрочные взаимоотношения и отсутствия просрочек со стороны дилера, а, также, готовность дилера к переговорам».
Многие на авторынке считали, что «Крепость» стала жертвой недобросовестной конкуренции. Как-то организовано десятки недовольных клиентов начали писать жалобы автопроизводителю и пошли в суд, что свело на нет усилия компании реструктурировать долги, наладить поставки и привело её к банкротству.
Автопроизводителю, который принял участие в ситуации и даже оплатил часть долгов, в принципе всё равно. Ситуация такова, что на место ушедшего дилера приходит другой (автопроизводитель мыслит охваченными городами и расположением точек продаж, дилерство в результате конкурса сразу получила ГК «Медведь Холдинг»), а пока суть да дело остальные дилеры делили «кусок пирога» между собой, что важно в условиях ужимающегося спроса.
Сегодня «Крепость» уже не существует, её на аукционе выкупил «Агат» из Нижнего Новгорода, принадлежащий Алексею Мамочкину, с аукциона же ушли другие проекты — бизнес-центр «Сириус», пятизвездочный отель, аэророрт…
Полным ходом шла процедура банкротства компании и лично бизнесмена и выплаты долгов. Но на этом ничего не закончилось — Александру Кангуну предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ, максимальная санкция — десять лет лишения свободы, он получил 4).
В интернете масса информации о том, что в свете банкротства бизнесмен «обнулял» счета и переводил их и имущество (в России и за рубежом) на членов семьи. С него сумели «взять» 69 миллионов рублей притом, что «Крепость» задолжала банкам более 500 миллионов рублей, и на 414 миллионов рублей выставили счёт клиенты.
Советский районный суд Красноярска вынес свой приговор и осудил Кангуна за превышение полномочий, таким образом он встал на защиту 187 потребителей, которые не получили предоплаченных машин. Трудно упрекнуть в этом суд.
Но кто встанет на защиту дилеров, попадающих сегодня как кур в ощип на фоне разрыва дилерских контрактов? Судя по тому, что в судах масса исков дилеров к ушедшим из России производителям, защита им нужна.