В Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) 21 декабря 2016 года прошла презентация результатов развития российских рынков семян и средств защиты растений, а также деятельности крупнейших компаний отрасли.
По данным консалтинговой компании Клеффманн в России (Kleffmann Group), представленным на пресс-конференции в АЕБ её Генеральным директором Софьей Треус, мировой рынок средств защиты растений (пестицидов) в 2015 году упал на -9.8%. Он продолжит своё падение в 2016 году (прогноз -2-3%). В наибольшей степени от падения показателей пострадают Латинская Америка и Европа, а Россия, наряду с Китаем и Аргентиной находится в числе стран, избежавших падения.
Софья Треус также сказала о том, что: «Рынок агрохимии сейчас проходит стадию активной консолидации. На сегодняшний день ТОП6 компаний в мире производителей средств защиты растений (СЗР) занимают 64% рынка. И среди шестерки лидеров уже в процессе два слияния».
Россия занимает 11 место в мире по потреблению средств защиты растений. Рост национального рынка в 2016 году составил +37% в рублях во всех сегментах. Это связано в целом с успехами сельского хозяйства России, ежегодно расширяющего посевные площади. По словам А. Берковского, Главы Сингента в СНГ и одновременно Председателя комитета производителей СЗР, в 2016 году 30% опрошенных компанией хозяйств расширили посевные площади, из них 71% использовали кредиты.
Основным драйвером роста средств защиты стали фунгициды (средства против грибковых заболеваний растений). Согласно Kleffmann Group, доля российского рынка распределяется между отечественными и зарубежными компаниями как 46%-54%. При этом, доля российских компаний в 2014-2015 гг выросла с 43% в 2013 году. Аналогичный тренд наблюдается в семенах.
Что касается российского рынка семян, то он представлен в основном зерновыми культурами, которые практически полностью (97%) состоят из российских семян. Стоимость семян импортной селекции значительно выше отечественных аналогов.
Помимо зерновых, на российских полях ощутимо присутствие 3 культур: подсолнечника (7.4 млн. га), кукурузы (3.9 млн. га), рапса ярового (0.89 млн. га) и рапса озимого (0.16 млн. га). По этим культурам доля российских компаний составляет: около 47% по кукурузе, 30% по подсолнечнику, 48% по рапсу яровому и 26% по рапсу озимому.
Выбор поставщика семян полностью определяется особенностями агротехники (Клеффман), но также гарантией качества (62%) и продуктивностью (52%), по опросу, проведённому компанией Сингента (Syngenta).
***
Если характеризовать деятельность крупных мировых компаний в России, то она развивается в двух основных направлениях: открытие заводов в России и популяризация своих инноваций в сфере сельского хозяйства.
Глобальные компании, работающие в России, взяли курс на локализацию производства в России, в значительной мере уже локализовали его, и относятся к разряду отечественных продуктов. Первой компанией, обосновавшейся в России, стала Дюпон Химпром концерна DuPont. Локализация производства Сингенты на сегодняшний день составляет 30%, но, совместно с российскими производителями, её в ближайшее время планируется довести до 60% по семенам кукурузы и подсолнечника. Локализация KWS в России составляет до 50% по кукурузе, до 100% по озимой ржи. Локализация Bayer CropScience составляет 30%, но до 2020 года вырастет до 50%. В 2016-2017 гг Bayer CropScience намерен инвестировать в РФ около 100 млн. руб в создание центров по переработке семян в Краснодаре, Курске, Омске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Волгограде и Нижнем Новгороде.
«Для нас важен не только рост, но также понимание необходимости нашей продукции», — сказал Александр Берковский, и к его словам могли бы присоединиться все производители.
Ив Пике (Yves Picquet, BayerCropScience) сказал о том, что целью компании в России является внедрение принципов устойчивого развития сельского хозяйства РФ. Для этого компания осуществляет инновации, передачу ноу-хау и экспертизу.
В. Дружина, Директор по Восточной Европе по направлению кукурузы и масличных компании КВС (KWS), Председатель Комитета производства семян в АЕБ, рассказал о том, что расходы на научно-техническое развитие в компании отрасли составляют одну пятую – одну шестую часть оборота.
Французская компания Лимагрен (Limagrain), по словам Генерального директора компании в России Андрея Воропая, ежегодно инвестирует 14.6% оборота в научные разработки.
Одной из форм популяризации новых технологий в сельском хозяйстве являются семинары. Например, за 2016 год компания KWS провела 22 семинара для крупнейших агропредприятий России, Дюпон ежегодно проводит около 150 семинаров, а Bayer CropScience – 100 семинаров, а также открывает модернизированные компьютерные аудитории в ведущих сельскохозяйственных ВУЗах России.