Фонд замка Фриденштайн в Готе (Тюрингия, Германия) летом 2017 года украшает искусство Франции, представленное шедеврами работ великих художников: Клод Лоррен, Никола Пуссен, Франсуа Буше, Жак-Луи Давид и других. Отрадно, что это искусство приехало в гости из России. Зритель Тюрингии на выставке впервые познакомится с произведениями французской коллекции Музея изобразительных искусств (ГМИИ), а также раскроет секреты формирования этой коллекции. Выставка под названием «Шедевры французского искусства из Пушкинского музея в Готе» работает 14 мая — 13 августа 2017 года.
Как рассказала культурно-политическому журналу «Э-Вести» куратор выставки Анна Сулимова, «драгоценной частью музейного собрания является коллекция живописи старых французских мастеров, которая насчитывает более 450 произведений, причем большую ее часть составляют работы XVII-XVIII веков». На выставку в замок Фриденштайн привезены 14 избранных полотен и 13 гравюр, которые хронологически отсчитываются от произведений придворного художника Людовика XIII Симона Вуэ.
Немцы смогут не только посмотреть на жемчужины французской живописи, создаваемых во времена культа последних французских королей, но и понять вкусы русской аристократии и советского искусствоведения, которые легли в основу одной из самых богатых мировых коллекций ГМИИ.
Формирование коллекции французского искусства в ГМИИ заслуживает внимания. Как рассказала А. Сулимова: «Шедевр раннего творчества Пуссена «Битва израильтян с аморреями» был куплен агентом Екатерины II Фуке вместе с парной пуссеновской композицией «Битвой израильтян с амалекитянами» (Государственный Эрмитаж) в 1770 году на распродаже в Амстердаме коллекции Жозефа фон Дюфрена, финансового и коммерческого советника при баварском дворе Масимилиана III Йозефа. Из Эрмитажа в 1927 году «Битва израильтян с аморреями» поступила в московский Музей изобразительных искусств.
Неповторимость разделу старых французских мастеров придала коллекция Николая Борисовича Юсупова. Из полотен юсуповского собрания, экспонируемых на выставке, стоит отметить шедевр Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто», у князя было четыре работы признанного мастера рококо.
Формирование раздела старой французской живописи ГМИИ продолжалось и за счет закупок отдельных памятников на основе деятельности музейного экспертного совета. Примером такого рода являются, в частности, показанные на выставке редкий профильный «Портрет Мольера», написанный Шарлем Лебреном, и картина Симона Вуэ «Любовная пара», которая является одной из самых ранних его работ караваджистского периода».
Кстати, москвичи и гости столицы уже познакомились с коллекцией Музея Готе в рамках потрясающей выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», которую ГМИИ организовал в 2016 году. Так что шедевры французского искусства из ГМИИ — ответный визит. Как и экспозиция, организованная в прошлом году в России, немецкая выставка этого года вызывает огромный интерес публики и прессы.
Источники: ГМИИ