ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

В век книгопечатания на Руси и деятельности Ивана Фёдорова в Нидерландах активную деятельность осуществлял Иероним Кок. Известному граверу и издателю XVI века Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) посвятил экспозицию «Не только Брейгель», которая подчеркивает многообразие стилей, художников и идей, усилиями издателя распространившиеся по образованной Европе.

Фламандец Иероним Кок родился в 1505 году в Антверпене, и в 1515 году был принят в гильдию Святого Луки. Вскоре после поездки в Рим в 1648 году, где он воочию увидел произведения Рафаэля, гравер открывает собственное издательство «На четырех ветрах». Его продукция наряду с немецкими и польскими образцами вдохновит Ивана Федорова на иллюстрации к книге «Апостол», вышедшей в 1564 году.

Но если русская гравюра, используемая для книжных иллюстраций, была сконцентрирована на изображениях Священного Писания, то Иероним Кок превратил бизнес в востребованный просветительский проект. Он сотрудничал с известными художниками, в том числе с Питером Брейгелем Старшим и Хансом Болем, создавая  и продавал высококачественные гравюры и офорты, которые в богатых Нидерландах раскупались как горячие пирожки. Они знакомили общество с произведениями и темами, о которых говорили в салонах.

Так «Палата искусств» при гильдии Святого Луки распространила своё влияние на платежеспособную заинтересованную публику по всей Европе, отправляя гравюры на кораблях до точек продаж.

Открытие выставки "Не только Брейгель"
Открытие выставки «Не только Брейгель»

Бизнес Ивана Фёдорова не был успешным; он существовал за счёт царской казны и не имел нужного количества светских потребителей. «Апостол» — первая книга, изданная Фёдоровым и Петром Мстиславцем, была напечатана тиражом около 2000 экземпляров, и сразу встретила отповедь в кругах переписчиков-монахов и церковных иерархов. В отличие от фламандца, русский книгопечатник не шёл на поводу у публики — он издал сборник молитв «Часовник» и «Острожскую Библию» на церковнославянском языке, но всё равно встретил обвинение в ереси. Шутка ли — Фёдоров не брал за основу русскую иконопись, а, например, для изображения евангелиста Луки использовал гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге!

Тем не менее, оба популяризатора гравюр оказали огромное влияние на культуру. Деятельность Кока» имела художественное и историческое значения, популяризировала ведущих художников эпохи. Постепенно пейзажи, жанровые сцены, образы античной истории и религиозные сюжеты способствуют распространению художественных стилей и идей Возрождения.

Труды Фёдорова помогли распространению знаний на Руси и последующее развитие книгопечатания, во многом благодаря поддержке гетмана Ходкевича и князя Острожского.

Выставка в ГМИИ показывает нам европейский опыт, который привёл к расцвету Антверпена как центра гравюры. Не только Брейгель — но все авторы приумножили и сохранили своё значение в веках, это было взаимовыгодное предприятие для всех действующих лиц, в том числе элит-потребителей.

Филипс Галле "Битва Гладиаторов", 1562, по рисунку Луки Пенни (1504-1557)
Филипс Галле «Битва Гладиаторов», 1562, по рисунку Луки Пенни (1504-1557)

ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

Иоханнес Вирикс, "Портрет Иеронима Кока", 1572
Иоханнес Вирикс, «Портрет Иеронима Кока», 1572

ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

Иероним Кок, "Вид Римского форум с Капиталийского холма", 1551
Иероним Кок, «Вид Римского форум с Капиталийского холма», 1551

ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

ГМИИ показывает европейскую гравюру XVI века

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.