В век книгопечатания на Руси и деятельности Ивана Фёдорова в Нидерландах активную деятельность осуществлял Иероним Кок. Известному граверу и издателю XVI века Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) посвятил экспозицию «Не только Брейгель», которая подчеркивает многообразие стилей, художников и идей, усилиями издателя распространившиеся по образованной Европе.
Фламандец Иероним Кок родился в 1505 году в Антверпене, и в 1515 году был принят в гильдию Святого Луки. Вскоре после поездки в Рим в 1648 году, где он воочию увидел произведения Рафаэля, гравер открывает собственное издательство «На четырех ветрах». Его продукция наряду с немецкими и польскими образцами вдохновит Ивана Федорова на иллюстрации к книге «Апостол», вышедшей в 1564 году.
Но если русская гравюра, используемая для книжных иллюстраций, была сконцентрирована на изображениях Священного Писания, то Иероним Кок превратил бизнес в востребованный просветительский проект. Он сотрудничал с известными художниками, в том числе с Питером Брейгелем Старшим и Хансом Болем, создавая и продавал высококачественные гравюры и офорты, которые в богатых Нидерландах раскупались как горячие пирожки. Они знакомили общество с произведениями и темами, о которых говорили в салонах.
Так «Палата искусств» при гильдии Святого Луки распространила своё влияние на платежеспособную заинтересованную публику по всей Европе, отправляя гравюры на кораблях до точек продаж.

Бизнес Ивана Фёдорова не был успешным; он существовал за счёт царской казны и не имел нужного количества светских потребителей. «Апостол» — первая книга, изданная Фёдоровым и Петром Мстиславцем, была напечатана тиражом около 2000 экземпляров, и сразу встретила отповедь в кругах переписчиков-монахов и церковных иерархов. В отличие от фламандца, русский книгопечатник не шёл на поводу у публики — он издал сборник молитв «Часовник» и «Острожскую Библию» на церковнославянском языке, но всё равно встретил обвинение в ереси. Шутка ли — Фёдоров не брал за основу русскую иконопись, а, например, для изображения евангелиста Луки использовал гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге!
Тем не менее, оба популяризатора гравюр оказали огромное влияние на культуру. Деятельность Кока» имела художественное и историческое значения, популяризировала ведущих художников эпохи. Постепенно пейзажи, жанровые сцены, образы античной истории и религиозные сюжеты способствуют распространению художественных стилей и идей Возрождения.
Труды Фёдорова помогли распространению знаний на Руси и последующее развитие книгопечатания, во многом благодаря поддержке гетмана Ходкевича и князя Острожского.
Выставка в ГМИИ показывает нам европейский опыт, который привёл к расцвету Антверпена как центра гравюры. Не только Брейгель — но все авторы приумножили и сохранили своё значение в веках, это было взаимовыгодное предприятие для всех действующих лиц, в том числе элит-потребителей.


