Музей Изобразительных Искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) продолжает знакомить своих посетителей с сериями современных интерпретаций мировых художественных шедевров. В продолжение вариаций С. Дали на тему Капричос Ф. Гойи, своё видение истории автопортрета в мировой живописи представил японский фотограф Ясумаса Моримура из города Осака. Выставка «Ясумаса Моримура. История автопортрета» продлится с 31 января по 09 апреля 2017 года.
Куратор выставки к.и.н. Ольга Аверьянова, заведующая Отделом искусства фотографии ГМИИ, охарактеризовала направление этого искусства как родственное современной американской художнице Синди Шерман (Cindy Sherman). Это очевидно так, речь идёт о постановочных тематических фотографиях. Название жанра – апроприация (присвоение). Кстати, произведения Синди Шерман подверглись интерпретации Моремуры.
Представляя героя экспозиции зрителям, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Девовна Лошак сказала о том, что: «Моримура – это абсолютно японский художник… Одевающий маски, но остающийся открытым». Она также подчеркнула: «ключевое слово этой выставки – текст», рекомендуя слушать аудиозаписи, прилагаемые к произведениям. Озвученные фантазии художника на тему картин – звуковые файлы из фильма о его творчестве. Тем более, что картины, которые он отобрал для творческого переосмысления – это, как правило, произведения с неоднозначной интерпретацией и атрибуцией, оставляющие простор для толкований.
Сам Ясумаса Моримура говорит: «Я всегда любил фантазировать», и этим объясняет своё вдохновение воссоздавать картины мастеров прошлого с помощью собственного загримированного и перевоплотившегося облика. «Сопровождающие тексты в виде исповеди – это попытка истолковать историю по-своему», — говорит он.
Интерпретации Моремуры охватывают портреты Рембрандта ван Рейна, Леонардо да Винчи, А. Дюрера, М. Караваджо, Г. Курбэ, В. Ван Гога, С. Дали и других. Моримура выстраивает диалог с Фридой Кало, посвятив мексиканской художнице серию работ. В Греческом дворике музея в дополнение к Капричос Гойи и Дали японский художник выставит также свои интерпретации Капричос великого испанского живописца.
В ответ на вопрос культурно-политического журнала «Э-Вести», чьё творчество вдохновляет Я. Моримуру, и, в частности, есть ли у него любимые русские художники, он сказал: «Среди тех, кто оказал на меня влияние, когда я был подростком, был Кандинский. После этого был длительный период, когда на меня большое влияние оказывали авангардисты: и Малевич, и Родченко, и Лисицкий. Я учился у них и фотоискусству, и искусству плаката. Так что, у меня был период сильного влияния со стороны российского авангарда. И очень большое впечатление на меня оказали русские абстракционисты».
Но интерпретировать их он отказывается, поскольку не представляет себе абстрактного изображения своего образа: «Я испытываю большой интерес к автопортрету, но, что касается российского искусства 20-го века, то здесь меня больше всего интересует абстракционизм, а Вы же понимаете, что свое лицо в абстрактную картину я вряд ли смогу вместить».
Программа выставки включает в себя встречу с Ясумасой Моремурой и Ольгой Аверьяновой, лекции о современном японском искусстве и акцию «Фотографируем вместе». Надо заметить, что японский художник может подсказать великое множество идей любителям селфи, и вывести их искусство на высокий, познавательный уровень.
На выставке в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв ГМИИ мы видим 82 произведения Моримуры, от первого «Ван Гога», созданного в 1985 году, до последней работы 2016 года. Из них 55 – из коллекции самого автора, остальные – из японских музеев Осаки, Киото и Токио. В общей сложности, Ясумаса Моримура создал более 300 образов.