Одна из самых известных и противоречивых фигур археологии — Генрих Шлиман, стала объектом просветительского проекта для молодёжи «Шлиман.Троя рядом» в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Организаторы справедливо решили, что личность археолога-дилетанта, открывшего миру памятники доисторической и Древней Греции — это путь, через который проходит едва ли не вся история европейской, а том числе русской цивилизации с древнейших времён и до XXI века.
История же главной находки Шимана — «Клада Приама» — возвращает нас в эпоху Второй Мировой войны. Ценности с момента обнаружения в 1873 году имели трудную судьбу, пока в 1945 году не были «спасены» в СССР как трофеи войны.
Демонстрация жизни популяризатора и разрушителя Трои изначально задумывалась как международный проект, в котором должны были принять участие экспонаты из Национального археологического музея Афин и берлинском Музее доисторического периода и ранней истории.
Выставка должна была открыться в Берлине, а уже затем переехать в ГМИИ. Однако европейские коллеги не смогли убедить власти осуществить этот проект в нынешних геополитических условиях. Выставка в Берлине открылась без «клада Приама», находящегося в РФ, под названием «Мир Генриха Шлимана. Его жизнь. Его открытия. Его наследие». А российские зрители не смогут увидеть всё богатство других, обнаруженных Шлиманом в Микенах, Тиринфе, беотийском Орхомене и Трое памятников, переданных в коллекции других музеев, прежде всего Германии и Греции.
Жизнь Генриха Шлимана была связана с разными странами, но прежде всего с Германией, Россией и Грецией. Выходец из немецкой небогатой семьи сумел стать глобально значимым коммерсантом, поэтому страсть к раскопкам — далеко не единственное, что наполняло его жизнь.
Первой женой была Екатерина Лужина из семьи знаменитых петербургских юристов, что было полезно ему, периодически ведшему тяжбы с партнёрами, начиная от российского правительства (Генрих Шлиман был замечен в недобросовестных военных поставках эпохи Крымской войны). За два года перед тем, как он начинает заниматься археологией,. родственники первой жены ему очень сильно помогли, однако когда в семье произошёл разлад, Генрих Шлиман без сожалению оставил Россию и тщетно требовал развода, оставшись двоеженцем для православной страны.
Вторую жену он взял в Греции, это была молодая и красивая дочь греческого купца Георгиоса Энгастроменоса. София символизировала для него Грецию и стала археологом и помощницей мужа.
И сегодня в Греции культ Генриха Шлимана силён — он и его вдова-гречанка немало сделали для популяризации этой страны и её великой культуры. Однако в европейском пространстве археолога нередко величают «разрушителем Трои», поскольку в отчаянном поиске древних руин он по недоумию уничтожил столь же ценные культурные слои.
Многие современники писали о том, что если бы английские аристократы тратили деньги не на разведение породистых собак, а как на развитие национальной археологии, наука получила бы большое продолжение. Шлиман положил начало греческой национальной археологии, которой пока не видно конца. Он посвятил ей всю свою жизнь — на тот момент, когда археолог приезжает жить в Афины, он всецело погружается в археологию и оставляет коммерческую деятельность, получая доход исключительно с парижских доходных домов.
Культура и жизнь народа, описанная Гомером — терра инкогнито до сих пор, Это относится и к самому известному предмету из «Клада Приама», в котором позировала жена археолога София — диадеме. Вряд ли Шлиман нашёл диадемы Елены Троянской, с которой он соотносил свою страсть, но была ли это ритуальная диадема или это было украшение, которое носила женщина в повседневной жизни?
Немецкий коммерсант с российским подданством и американским гражданством много что раскопал в Греции и Малой Азии (турецкой части греческого мира), согласия на раскопки у турок не получив. Близкие отношения с греческим правительством не помогли ему легитимизировать находки и продать «троянские ценности» в музеи, включая Эрмитаж. Пришлось «золото Трои» подарить в Берлинский музей. Греческие же находки он передавал своей новой родине.
Реликвии, связанные с деятельностью Генриха Шлимана, начиная от папируса «Иллиады» Гомера и заканчивая троянской диадемой, рассредоточены по коллекции ГМИИ и её текущим временным выставкам. Под управлением экскурсоводов они дают возможность молодёжи не только узнать, но и додумать факты, однозначного прочтения которых у историков ещё нет.
Неясна и политическая роль знаменитого авантюриста. Можно было бы сказать, что Генррих Шлиман был вне политики, хотя и продвигал идею независимой Греции. Вот только в его доме жил и получал поддержку Элефтериос Венезелос — знаменитый греческий премьер-министр, политик-националист, въехавший во власть на британских танках.