В Москве завершились 7-месячные испытания электробуса Группы ГАЗ. За это время электрический автобус проехал более 13.5 тысяч километров и перевез более 25 тысяч пассажиров. До конца года город объявит конкурс на закупку 300 электробусов.
Электробус – это автобус, приводимый в движение одним или несколькими электрическими моторами. Существуют два вида электрических автобусов: автономные – питаемые от аккумуляторных батарей и неавтономные – постоянно подпитываемые электричеством снаружи. Примером неавтономного электробуса является троллейбус, который питается от контактных проводов, протянутых сверху вдоль всего маршрута. За рубежом часто используется бесконтактный способ электропитания – специальные зарядные линии спрятаны под дорожным полотном.
Электробус ГАЗ был разработан при участии МГТУ им. Баумана на базе низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Он рассчитан на 75 пассажиров и имеет 27 сидячих мест. Электробус оснащен кондиционером, системой видеонаблюдения, ГЛОНАСС. С учетом работы всех систем пробег автобуса на одном заряде составил 100 км. Во все сезоны и в разных погодных условиях электробус показал стабильные рабочие показатели. Средний суточный пробег с двумя подзарядками составил 220 км. Время заряда ночью составлял 2-3 часа, днем – 20-60 минут.
Как сказал Вадим Сорокин, глава Группы ГАЗ, в декабре 2017 компания представит Мосгортрансу новую версию электробуса с литий-титанатными батареями, которые можно очень быстро заряжать – за 4-20 минут.
Это не первые испытания электробусов в Москве, которая анонсировала, что заменить ими все троллейбусы. В 2015 году испытывали электробус ЛиАЗ. В конце 2016 года проходили аналогичные испытания электробуса КамАЗ-6282 с литий-титанатными батареями, который работал на маршруте Т2 (Фили – Александровский сад) и в Сколково. Заряд батарей осуществляется в парке от стандартной трехфазной сети или от троллейбусной электросети с помощью автоматических токоприемников.
Проект Московского электробуса
1 августа 2017 года Мосгортранс опубликовал проект технического задания, каким должен быть московский электробус. Это должен быть низкопольный автобус на электрической тяге, вмещающий в себя не менее 85 пассажиров. Он должен быть оборудован климат-контролем, системой видео-наблюдения, спутниковой навигацией, беспроводным доступом к интернету Wi-Fi, USB-разъемами для заряда мобильных устройств. Запас хода на одном заряде – не менее 40 км, время полного заряда не более 20 минут, а скорость движения – не менее 70 км/ч.
Интересно, что это будет автобус с ненулевыми вредными выбросами (!), потому что в нем будет стоять еще и дизельный отопитель класса не ниже Евро-3. Кстати, автомобили ниже экологического класса Евро-5 запретили ввозить в Россию еще до 2016 года.
В настоящее время (до 1 сентября 2017 года) Мосгортранс собирает замечания и предложения по доработке данного технического задания. А к концу года будет объявлен конкурс на закупку 300 электробусов по контракту жизненного цикла на срок не менее 15 лет. Обязательным условием является организация производства электробуса в России.
Контракт жизненного цикла – это долгосрочный контракт, предусматривающий закупку автобуса, последующее обслуживание, эксплуатация в течение срока службы, ремонт, и утилизацию после эксплуатации. В чем-то это похоже на услуги операционного лизинга, когда пользователь платит не только за использование, но и за разработку электробуса и за последующую утилизацию.
Источник: Группа ГАЗ, Мосгортранс, Мосгортранс