11 октября 2016 – 10 января 2017 в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка бытовой живописи «малых голландцев» (Голландии XVII века), объединённых с декоративно-прикладным искусством той эпохи. Выставка проходит в рамках договора с банком ВТБ о Генеральном спонсорстве. Полное название выставки – «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета».
Экспозиция создаёт ощущение зажиточного голландского дома, она подробно рассказывает о роли семьи, о его схеме и задачах интерьера, даёт почувствовать через быт исторические обстоятельства создания голландских картин, — и этим она чрезвычайно полезна для понимания голландской живописи в целом. Представьте: Вы попадаете в дом к голландскому горожанину – бюргеру, узнаёте его заботы и чаяния, понимаете смысл его жизни и цену его вещей. И тем нужнее такое погружение в эпоху, что вершиной этой культуры был Харменс ван Рейн Рембрандт, который в то же время пишет самые драматические из своих полотен – например, «Блудного сына».
Голландия в XVII веке переживает недолгий этап своего политического и экономического могущества. Это – первое в мире буржуазное государство, где высшим слоем общества и заказчиком искусства были бюргеры, а религией – противник роскоши – кальвинизм.
Из собственно живописи здесь представлено 11 полотен 1650-1670х гг, включая работы Питера де Хоха «Материнские заботы», Габриэла Метсю «Девушка за вышиванием», Франса ван Мириса Старшего «Утро молодой дамы», Корнелиса де Мана «Игроки в шахматы» и др.
По словам куратора выставки Полины Могилиной (Отдел искусства старых мастеров), для получения полной картины интерьеров, помимо коллекций Пушкинского музея, пришлось привлечь к участию Государственный Эрмитаж, Музей изящных искусств Будапешта, Музей Дордрехта, Фонд Марджани и другие, в том числе частные, собрания.
«Бюргеры в это время в Голландии становятся настоящими аристократами, и все эти вещи, которые Вы здесь видите, окружали их в быту. Для них не было характерным накопление богатств, они инвестировали деньги в искусство, в предметы, которыми себя окружали. Их дом можно сравнить со шкатулкой, которую они наполняли драгоценностями. Голландцы той поры были настоящими коллекционерами», — рассказала П. Могилина.
На выставке большую, порой уникальную ценность представляют предметы интерьера. Особенно интересны кабинет из Музея Фаберже в Санкт-Петербурге и кубок из раковины «Наутилус» (Музеи Московского Кремля), а также дамская туфелька той эпохи, предоставленная для показа в единственном числе.
После осмотра интерьеров бюргерского дома будет иметь смысл пройти в основные залы музея – так, в 11 зале «Искусство Голландии XVII века» представлены в полноте «малые голландцы», а в зале №10 – Рембрандт. Также в рамках программы «Пятницы в Пушкинском» будут устраиваться кураторские экскурсии, предваряемые лекциями по темам, затронутым на выставке.
Источники: Pushkin Fine Art Museum