Небольшая выставка из трёх десятков картин Ильи Ефимовича Репина, открывшаяся в репинских залах Третьяковской галереи, создана в продолжение огромной экспозиции его работ 2019 года и в преддверии выставок художника 2021-2022 годов в Финляндии и Франции. Она показывает не всё творчество художника, но обращает внимание на некоторые новые, малоизвестные аспекты его творчества. Отсюда название: «Илья Репин: известный и неизвестный».
Илья Ефимович искал себя всю жизнь, как в духовном, так и в творческом отношении. Он был достаточно удачлив в личной и профессиональной жизни, но видел немало трудных времён. Всё это нашло отражение в работах живописца, в которых немудрено найти малоизвестные, а то и вовсе неизвестные моменты.
В данном случае речь идёт о картинах Репина из частных собраний. На фоне известных работ (четыре картины нынешней экспозиции выставлялись на упомянутой выставке 2019 года), три портрета, выполненных на заказ для обеспеченных людей, и картина на библейские сюжеты представляют собой исследовательский интерес.
Например, «Портрет Беатрис Леви», заказанный её мужем Василием в 1918 году — жизнеутверждающее, написанное яркими тонами изображение. Оно отличается по тональности от известных психологических портретов художника, прежде всего, заказываемых П. Третьяковым, развешанных рядом. В нём нет того углубления в психологию портретируемого, которую мы привыкли видеть у Репина.
Но исполнение этого портрета принесло Илье Ефимовичу избавление от нужды — полученные за него $143 доллара были суммой, которой ограбленный подчистую советской властью художник смог погасить свои долги.
В это время художник жил в Пенатах — имении в Финляндии, где избежал многих ужасов революции и Гражданской войны и где он познакомился с благополучной четой Леви.
После конфискации имущества и закрытия банковских счетов Репин окончательно переосмыслил либеральные заблуждения молодости и сконцентрировался на духовной живописи.
Центральным звеном выставки является картина «Неверие Фомы» на сюжет Нового завета (1920–1922). Эта работа показывает, как внимательно художник исследовал знакомые с детства библейские темы и каялся в отходе от церкви.
После отлучения от неё писателя Льва Толстого, под влиянием которого с 1870 года находился Илья Ефимович, в знак протеста он грозился перестать ходить в церковь. Но когда ужасы и кошмары новой русской жизни стали доходить до него, христианство оказалось снова близким для художника. Поздний Репин пишет в то же время «Отречение Святого Петра», «Голгофу», «Утро Воскресения», «Отрока Христа в храме» и другие вдохновенные полотна. Его основными занятиями в вынужденной эмиграции становятся благотворительность и пение на клиросе в церковном хоре.
Дочь художника Вера рассказывала о том, что угасающий художник накануне смерти говорил о Христе и верил в то, что Он с ним. На могиле Репина в Пенатах был поставлен крест с иконой Божьей матери и лампадкой. Хотя советская власть, заполучившая Пенаты во время российско-финской войны, было заменила его на бюст, но в 1994 году крест вернули, и дважды в год на помин души раба Божьего Ильи служатся молебны. «Христос со мной», — говорил Илья Репин уходя. И не ошибался.