В пятницу Илон Маск заявил, что 8 августа Tesla представит своё роботакси. Однако, некоторые эксперты считают, что «обещать, не значит жениться», и сколько лет пройдёт, пока это продукт появится на рынке, большой вопрос.
Анонс Маска в соцсети был коротким и без подробностей: «Tesla Robotaxi представят 8/8».
История показывает, что Макс давно обещает представить полностью автопилотируемый автомобиль, однако сроки идут, а машина на настоящем автопилоте так и не появляется.
Да, программное обеспечение «полностью автономного управления» (так называется продукт Tesla) улучшается с каждым обновлением, и в какой-то момент, по словам Маска, машины смогут ездить без водителя за рулём, работая такси они будут приносить его хозяину деньги, пока он лежит на диване.
Однако объявленные Маском планы часто нарушались.
Пять лет назад, в апреле 2019 года, Tesla заявила, что планирует запустить роботакси к 2020 году. Компания оценивала, что автономные автомобили прослужат 11 лет и проедут 1.6 млн км, принося компании и операторам автомобилей прибыль в размере 30 000 долларов в год.
Но сам Маск признал, что его прогнозы могут быть неточными.
«Единственная критика, и она справедлива, заключается в том, что иногда я не укладываюсь в срок. Но я делаю то, что обещал, и команда Tesla делает», — сказал Маск в своём выступлении в апреле 2019 года.
Сейчас, покупая новую Tesla Model 3, можно заказать опцию «полного автопилота» за 12 тысяч долларов или включить её по подписке за 199 долларов в месяц. Однако, по мнению независимых экспертов, это всё ещё не настоящий автопилот, который не требует участия человека в управлении.
По словам обозревателя Consumer Reports Келли Фанкхаузер, которая недавно протестировала систему, автопилот Маска сейчас похож на начинающего водителя-подростка, поэтому вместо того, чтобы расслабиться, вы должны быть вдвойне внимательны при его работе.
Даже в описании на сайте сказано (мелким шрифтом): «Включённые в настоящее время функции требуют активного контроля со стороны водителя и не делают автомобиль автономным». То есть сейчас он фактически не способен полностью управлять автомобилем самостоятельно.
Аналогичными системами занимаются Yandex и Waymao.
Недавно Waymao была вынуждена приостановить испытания своей автопилотируемой модели Cruise, после того, как автомобиль сбил пешехода. Внутренняя проверка показала, что руководство компании не было полностью откровенно с регулирующими органами по поводу этого инцидента. Власти тем временем занялись расследованием трагедии.
Мало того часть автомобилей было отозвано после того, как две машины на автопилоте врезались в один и тот же эвакуатор с разницей несколько минут.
По мнению аналитика Адам Кризафулли компании Vital Knowledge, заявление Маска может быть попыткой остановить падение акций компании, чья стоимость планомерно снижается.
Кризафулли сказал, что инвесторам Tesla следует спокойно отнестись к шумихе вокруг роботакси.
«С одной стороны, это подразумевает наличие полностью автономной системы вождения, которая могла бы стать новым очень прибыльным источником дохода, — сказал он. — Но пока такой системы не существует».