Большинство разработчиков беспилотных автомобилей уверены, что лидар – лазерный сканер пространства – это ключевая технология создания автономного транспорта. Надеются на это и инвесторы, вложившие в неё более миллиарда долларов США.
Илон Маск, глава Tesla, заявляет, что все они зря тратят свое время и деньги: «Лидар – это дурацкое занятие. Любой, кто на него полагается, обречен».
Лидар работает по принципу лазерного дальномера — он отправляет лазерный луч и замеряет время, за которое отраженный свет вернется обратно, вычисляя таким образом расстояние. Лидар, в отличие от лазерного дальномера, создает вокруг себя целое облако лазерных лучей, сканируя всё пространство окружающих его предметов.
Прибор этот сейчас – вещь довольно дорогая – от $6’000 до более чем $100’000, что является серьезным препятствием для его широкого применения. Но интерес к беспилотному транспорту велик, поэтому инвесторы за последние 5 лет вложили в разработчиков лидарной технологии около $1.2 млрд. инвестиций, надеясь на огромный спрос и прибыли в будущем.
В своих разработках на лидар полагаются такие опытные производители беспилотной техники, как Google-Waymo, Ford, Amazon-Aurora и многие другие.
Маск исповедует другой подход, он делает ставку на камеры с искусственным интеллектом (ИИ) и радар, считая, что это делает лидар бесполезным.
Руководители лидарных стартапов заявляют, что половина того, что говорит глава Tesla правильно, но остальное – полностью безосновательно. Луай Эльдада, один из разработчиков технологии, жалуется, что после этих заявлений он устал отбиваться от вопросов: «Что знает Маск, о чем не догадываются остальные?»
Кто-то разделяет мнение Маска, но до определенного момента. Они говорят, что рабочая дистанция лидара слишком коротка, чтобы вовремя остановить двигающийся грузовик. Поэтому Starsky Robotics, которая занимается автоматизацией грузовых перевозок, больше полагается на удаленных водителей, оставляя беспилотное управление только для простых участков дороги.
Глава разработок Uber Эрик Мейхофер, комментируя этот спор CNN, сказал, что через 5 лет лидары действительно не понадобятся, так как технологии умных камер и радаров сильно продвинутся вперед, но до тех пор компания будет пользоваться лазерными сканерами.
Независимые эксперты из академической сферы высказывают предположение, будь на Tesla лидар, то можно было бы избежать тех аварий, которые произошли. Больше датчиков – больше информации – точнее картина окружающего мира. Возможно, в будущем беспилотные автомобили будут оснащены некой комбинацией камер, радаров и лидаров. Ведь у каждого из них есть слабые места.
Камеры сильны высоким разрешением, но они плохо видят в темноте и им трудно измерять расстояния. Радар отлично видит в плохую погоду, но «не замечает» неподвижные предметы. Дождь и снег – делают лидар слепым. С другой стороны, говорит Эбен Франкенберг, разработчик радара Echodyne, когда радар вам говорит, что видит утку, а камера – это человек с ходунками, как разрешить эту коллизию?
Маск считает, что повальное увлечение лидаром уводит в сторону от задачи визуального распознавания, создавая иллюзию прогресса.
Директор по ИИ Tesla Андрей Карпати сказал: «Люди ездят, используя только зрение без каких-либо лазеров. И делают это хорошо. Лидарные точки – гораздо менее информативная среда в то время, когда зрение подмечает все детали».
Вместе с тем расследование смертельных аварий показало, что технология Tesla также не все видит. И в 2016 году, когда машина въехала в пересекавший дорогу грузовик с прицепом, и в 2018 году, когда она наехала на бетонный барьер.
По словам экспертов, камера могла принять белый борт грузовика за линию горизонта, а радар, обнаружив высокий просвет между осями, видел свободную дорогу. В обоих случаях компьютер не пытался увернуться или снизить скорость машины.
Джон Долан, профессор Института робототехники Университета Карнеги-Меллона, заключает: «Система была бы лучше и имела бы более высокую надежность, если бы она включала лидар, который бы точно увидел большой грузовик, выехавший на перерез».