Ирина Антонова: Климт и Шиле -мощные эстетические резервуары

Эгон Шиле, Портрет рыжеволосой девочки, 1910, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

10 октября 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка двух австрийских художников начала 20-го века – Густава Климта и Эгона Шиле. Главным объектом работ этих превосходных рисовальщиков было обнаженное женское тело, поэтому рекомендованный возраст посетителей экспозиции 18+.

Густав Климт (Gustav Klimt, 1862 – 1918) родился в большой еврейской семье, где занимались гравюрой и ювелирным делом. Густав и его два брата стали художниками. Ранние рисунки Климта демонстрируют профессиональную академическую школу, приближаясь к фотографической деталировке. В 26 лет за заслуги в искусстве он получает награду от императора Франца Иосифа – «Золотой Крест». Со временем его графический стиль претерпевает изменения, и к 30 годам Густав Климт становится ведущим австрийским представителем стиля модерна (ар-нуво) и символизма. Еще при жизни художника его работы пользуются большой популярностью у коллекционеров и знатоков искусства. Интересным фактом биографии Климта является его встреча с юным Адольфом Гитлером, который принес свои работы на его суд. Будущий фюрер очень гордился той положительной оценкой, которую ему дал Климт.

Густав Климт, Голова лежащего мужчины, 1886 © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna
Густав Климт, Голова лежащего мужчины, 1886 © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле (Egon Schiele, 1890 – 1918) — ученик Климта, родился в семье железнодорожного служащего. В 16 лет поступил в Венскую школу искусств, где нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта, который сильно повлиял на его творчество. В возрасте 22 лет был арестован и приговорен к краткосрочному тюремному заключению за демонстрацию эротических рисунков в месте, доступном для детей (первоначально он был обвинен в растлении несовершеннолетней девушки). В 28 лет он умер во время эпидемии от испанского гриппа. За короткий срок своей жизни Эгон Шиле эволюционировал из художника академической школы в экспрессиониста, и считается основателем этого стиля в Европе. Особое место в его творчестве занимают многочисленные автопортреты, в которых он примеряет разнообразные маски, позы и жесты.

Эгон Шиле, Автопортрет, 1906, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna
Эгон Шиле, Автопортрет, 1906, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

Работы обоих художников, даже при большом количестве обнаженной натуры, назвать эротическими весьма сложно, так как они не являют собой образец привычной красоты. Если у Густава Климта обнаженные фигуры нейтральны и асексуальны, то у Эгона Шиле это принимает патологическую форму, схожую со взглядом Тулуза-Лотрека. На выставке мы видим ряд работ, где воспевается красота модели… Но она при этом всегда одета.

Как рассказал куратор выставки доктор Кристоф Мецгер (Christof Metzger) из Музея Альбертина, «с одной стороны, мы хотели показать этих двух художников во временном континууме, в развитии, с другой стороны, продемонстрировать лучшие их работы». Это уже третья выставка Климта в России, но это первая крупная экспозиция его графических работ.

За комментариями о художниках мы обратились к Президенту ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой, которая любезно поделилась своим экспертным мнением с читателями культурно-политического журнала «Э Вести»:

«Время творения этих австрийских художников — это время перелома, когда завершение творчества импрессионистов переходит канву XIX века, и на пороге XX столетия появляются и совсем новая тематика, и новая художественная система, и новые формальные средства. Более того, к 1907 году уже формируется абстрактное искусство.

Эгон Шиле, Скорчившаяся, 1918 © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna
Эгон Шиле, Скорчившаяся, 1918 © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

Это очень драматический период, и я считаю, что он продолжается по сегодняшний день. Он не завершён в том смысле, что ещё нет выхода на то, что мы называем искусством, на тот уровень, когда формируется стиль, или крупное направление. Для этого периода характерно огромное количество всякого рода течений.

Кто-то работает в реалистической манере, воспроизводя натуру. Продолжается диалог с миром, оцениваются эстетические, этические моменты и прочее. А кто-то полностью отбрасывает всю смысловую логику, всю прежнюю систему. Возникает нечто новое ко всему предшествующему, и совсем не обязательно с отрицательными крикливыми эпитетами… Это другая форма, вовсе не обидная для искусства, форма творческого контакта с миром не через эстетические или этические параметры, а другие.

Эгон Шиле, Ребёнок с нимбом на цветном лугу, 1909, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna
Эгон Шиле, Ребёнок с нимбом на цветном лугу, 1909, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

В искусстве есть форма, и без формы нет искусства. Но форма может быть художественной и нехудожественной. Что есть художественная форма в пластическом искусстве? Она имеет объём, материалом для неё могут быть дерево, скульптура, краска, тушь… И форму надо определить словесно, тогда явление будет формироваться. В своё время сюрреализм обследовался на то, относится ли он к искусству в эстетическом смысле… А как же?

Шиле и Климт находятся на самом драматическом этапе, когда эстетическое впечатление — за формой того, что мы считаем красивым. Когда мы подчиняемся тому, что, возможно, не добро, оно предстаёт перед нами в безобразном виде, между формальными формами… Тем не менее, конечный результат нашего взаимодействия с этим миром приводит к настоятельному требованию, просто крику в пользу позитивных ценностей, понимаете?!

Это очень сложный процесс, и мы живём в самое сложное время. Всё менялось на протяжении веков. Ренессанс, Великая Отечественная Война, Средние Века, которые тоже оплёвывались, считались тёмными, чёрными и т.д. Всё это было, но чтобы вот так?! Такого ещё не было! Австрийские художники только начинают процесс, но очень остро, причём они оба – мощные эстетические резервуары.

Эгон Шиле, Портрет Марии Штейнер, 1918, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna
Эгон Шиле, Портрет Марии Штейнер, 1918, © Albertina, Wien bzw, © The Albertina Museum, Vienna

Это настоящие художники, с обостренным ощущением и красоты, и безобразия, — это обязательно становится рядом. Чтобы понимать явление, приходится сталкивать его грани не только на фоне сюжета, что Иуда — плохой, а Иисус — хороший. Нет, здесь не только это!

Можно удивляться картине с обнаженным Мессией, не замечая, что у нас половина музея – это обнаженная натура… В нашей стране публика  не привыкла к этому искусству, заполонившему все залы, но надо себя переломить».

***

В России экспонируется 96 графических работ художников из коллекции Венского музея Альбертина. Выставка Густава Климта и Эгона Шиле продлится с 10 октября 2017 года по 14 января 2018 года в Галерее Искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков (Москва, ул. Волхонка, 14).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку