До сих пор остаётся немало вопросов атрибуции памятников художественного чугунного литья XIX века, работа в этом направлении продолжается и учёные открывают всё новые тайны. Кому же принадлежали лучшие не подписанные образцы чугунных портретов? Да и XX век таит в себе немало сложных моментов, связанных с взаимоотношениями художественной среды прошлого века.
Этим и другим волнующим учёных темам был посвящён Круглый стол экспертов по художественному литью, приуроченный к завершению выставки «Искусство, рождённое огнём. Художественное литье Урала XVIII-XXI вв», который прошёл 21 января 2017 года в Московском Государственном музее-заповеднике Коломенское (МГОМЗ). Это первая с 1984 года масштабная выставка, посвящённая знаменитому уральскому художественному литью из чугуна.
Выставка охватила практически весь период производства художественного литья, от XVIII до XXI века. 20 больших и небольших по масштабу музеев России, а также частные коллекционеры привезли свои чугунные сокровища в Сытный двор Коломенского. Т.М. Енина, зам. директора по экспозиционно-выставочной деятельности МГОМЗ, отметила: «Большая часть экспонатов впервые покинула владельцев, большая часть экспонатов впервые была атрибутирована… Уникален каталог выставки, но более уникален клеймовник». Речь идёт о том, что чугунные изделия, как правило, маркируются специальными подписями-клеймами, отличающие одного изготовителя от другого.
Выставочное пространство, по словам Т.М. Ениной, создавало аллюзию дореволюционной экспозиции, оно намеренно производило впечатление перегруженности, наполненности, ведь таковы были дореволюционные выставки.
Обилие экспонатов позволяло прочувствовать чугун в пространстве и во времени. Несмотря на то, что применялась одна и та же техника, воплощённые в чугуне художественные образы ярко отражали эпоху, её вкусы и стили. Христианские образы Царской России, портреты императоров, философов, тонкие причудливые фигурки зверей… всё это оказалось настолько плоть от плоти своего времени, что модели переплавляли, объявляли устаревшими в связи с новыми вызовами Советской эпохи.
Как рассказала эксперт Минкульта РФ Малаева З. Г., на крупнейшем чугунном заводе в Касли даже возникла ситуация, что старые модели было использовать нельзя, а новых ещё не было. Рабочие завода обращались к М. Горькому за помощью в обеспечении актуальными моделями, а когда привезли новые модели жокея и красноармейца, завод отказался их использовать. Советские чугунные работы затем так же ярко выразили своё время, как и царские.
В.В. Киселев, Генеральный директор предприятия «Каслинский завод архитектурно-художественного литья», рассказал о том, что сегодня на предприятии работают 160 рабочих, и делаются усилия по развитию и улучшению качества. 40% продукции завода составляет художественное литьё, остальное — архитектурное. В течение февраля 2017 года Касли закрепит за собой вензель, обеспечив современную защиту своей продукции от контрафакта. В остальном, до сих пор изделия производятся по старинному методу, окрашиваются голландской сажей, что гарантирует отсутствие примесей и замазанных трещин. «Наша задача, — говорит директор, — как можно больше воссоздать модельный фонд».
Фролов А.В., коллекционер-антиквар из г. Екатеринбург, отметил, что на сегодня – «идеальное время для входа на рынок старинного чугунного литья середины XIX – начала XX вв», а также обратил внимание на то, что «новых поступлений изделий этого периода нет и не будет». Поток новых изделий, предлагаемых для покупок антикварам, в последние годы иссяк.
Другой антиквар, издатель клеймовника и коллекционер из Челябинской области Шеремет В.В. отметил также снижение спроса среди первых коллекционеров ельцинских времён, которые «сейчас уже не хотят покупать» пополнения коллекций.
И всё же, на что обратил внимание эксперт по культурным ценностям Министерства культуры С.С. Назин, во всём мире всегда важны 4 критерия при приобретении предмета искусства: качество (оно всегда в цене и в период кризиса не падает), редкость произведения, его происхождение и наличие актуальной моды на собирание соответствующих предметов.
А.В. Фролов, пользуясь данными продаж своих 7 московских торговых точек, также сказал о том, что чугунные «фигуры, которые были дорогими и редкими, не упали в цене в период кризиса».