Испания сказала новое слово на рынке искусства

Арест предметов искусства из коллекции должников — не новость ни для мира, ни для России. Однако в Испании до ареста имущества некоего крупнейшего коллекционера не дошло. Он добровольно погасил задолженность по налогам: отчасти переводом денежных средств, отчасти — выдающимися произведениями искусства из Фонда Хуана Селая Летамендиа на сумму 4.3 миллиона евро.

Большое количество предметов живописи, гравюр и графики стали формой оплаты за налоги в последнее время. Они перешли в общественное достояние посредством пожертвования, что позволило должникам сохранить лицо. Однако впервые задолженность по налогам составила такую крупную сумму, и тем более впервые частный фонд расплатился своей коллекцией за физическое лицо.

Нам стало известно, что большая часть сокровищ, принадлежавших фонду, перешла в Музей изящных искусств города Витория — столицы Страны Басков. Передача коллекции также ознаменовала рождение нового крупного художественного музея в Европе в 2024 году — Музея изящных искусств Алавы.

Мировой рынок изящных искусств — один из самых подвижных мировых рынков роскоши.  По различным оценкам специалистов, рынок изящных искусств в мире оценивается в 6-15 триллионов евро. И событие, о котором идёт речь, привело к серьезному изменению баланса на рынке изящных искусств.

Достаточно перечислить несколько десятков наименований произведений искусства, поступившей от таинственного должника, чтобы понять, о каком событии идет речь. Это серия произведений искусства, среди которых Франсиско де Сурбаран, Аурелио Артета («Триптих войны»), Игнасио Диас де Олано, но главное, гроздья потрясающих диспаратес и капричос серии «Бедствия войны» Франсиско Гойи.

По самым скромным подсчетам, коллекция оценивается в нескромную сумму 40 млн евро.

История происшествия покрыта туманом. В первую очередь, мы до сих пор не знаем, какую долю задолженности покрывают произведения, предаваемые в музеи, и с какого капитала мог быть накоплен такой огромный налоговый долг.

С именем Фонда Селая (он принадлежит семье баскского предпринимателя, умершего в 2016 году) связаны два престижных объекта культурного наследия — музей изобразительных искусств Витории и Гугенхайм, другие имена баскской культуры и спорта, производитель аккумуляторов Cegasa и бытовой техники Solac. Известно, что сам фонд не имел налоговой задолженности, но теперь все работы, входившие до сих пор в его собрание, стали достоянием государства.

Благодаря практике зачёта коллекций в счёт долгов, мировой рынок переформатируется. Тому же способствует изменения условий содержания коллекций, собранных в России и переместившихся в Европу, но прежде всего обращают на себя внимание коллекции Черчилля и королевы Виктории и ряд других, которые вышли на рынок и произвели фурор среди экспертов. К произведениям искусства, особенно средневекового, отныне приковано повышенное внимание инвесторов.

На рынок искусства также влияет искусственный интеллект (ИИ) — новые технологии пришли в консервативную антикварную сферу. Например, известно, что полотно «Изгнание морисков» Веласкеса, написанное в 1627 году по заказу Филиппа IV и погибшее во время пожара королевского дворца, было восстановлено реставратором Фернандо Санчесом Кастильо по воспоминаниям художника Антонио Паломино и эскизам Веласкеса с помощью ИИ. Картина показывает изгнание перешедших в католичество 300 тысяч мусульман, насильно усаженных в морские суда для отправки в страны Северной Африки и Ближнего Востока.

Представители музейного сообщества Испании утверждают, что хотя воссозданное полотно не имеет художественной ценности, оно имеет культурное значение, благодаря чему приобретает стоимость как контент.

В эпоху, когда фонд Билла и Мелинды Гейтс провозглашает, что самое полезное сливочное масло делается из воздуха, формула XVIII века «товар-деньги-товар» (авторство приписывается Адаму Смиту) подтверждает сегодня свою незыблемость. Однажды за должников будет расплачиваться ИИ.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку