Каждая эпоха создаёт ценности, но бывают эпохи, когда качество и количество этих ценностей превышает все мыслимые пределы. Такой эпохой был расцвет русской культуры и русского стиля второй половины XIX — начала XX века, знаменитый русский модерн.
Общий расцвет культуры и огромная неутолимая потребность в ней создали в обществе (во всех его слоях) запрос на прикладное искусство. Это было одной из причин того, что лучшие достижения русского ювелирного искусство пришли в жизнь буквально всех слоёв общества. Спрос породил предложение. Это предложение и стало объектом демонстрации Государственным Историческим Музеем (ГИМ) сокровищ своей коллекции в рамках выставки «Фаберже и придворные ювелиры».
«В этот период русское искусство становится менее зависимым от влияния зарубежных мастеров, хотя русское ювелирное искусство и продолжает жить и работать в общем стилистическом потоке. Русский стиль (он же историзм) господствует во всей Европе, но всё же это именно русский стиль, для которого свойственна русская техника, русские узнаваемые по своему узору, технике и эстетике предметы. Это сложно увидеть где-то в европейских городах. Это, как ни странно, мне бросилось в глаза, когда я был в Китае. Там я увидел, как русский модерн отличается от немецкого, французского», — рассказал читателям «Э-Вести» директор музея Алексей Константинович Левыкин.
«Это уникальное время, уникальная коллекция, уникальные работы, — добавил он, — сотрудникам музея удалось широко представить работы разнообразных фирм, которые работали в России во второй половине XIX – начале XX вв, и различную стилистику их работы, различные техники, различные направления, широту и план образов, предметов, которые охватывают жизнь человека. Например, здесь можно познакомиться с техникой оконной эмали и знаменитыми гильошировками Фаберже».
ГИМ не был бы ГИМом, если бы в его коллекции не были представлены предметы, принадлежавшие членам императорской семьи, в том числе использовавшиеся в обиходе последнего русского императора Николая Второго.
Мы видим на выставке бытовые предметы, украшения интерьера, столовые сервизы, предметы, которые сопровождают человека в бытовой жизни (начиная от портсигара и печаток) таких мастеров, как Фаберже, Сазиков (победитель знаменитой Всемирной Парижской промышленной выставки), Овчинников, Хлебников, Перхин, Колин, Раппопорт — ведущих мастеров того времени.
Немыслимо было бы знакомство с дореволюционным русским искусством без православных памятников. Иконы, подаренные вельможными семьями своим домочадцам к свадьбам и юбилеям, драгоценные оклады и предметы культа – всё это, представленное в изобилии, потрясает воображение сегодняшнего зрителя не меньше, чем его предков и заграничных гостей.
«Впервые мы показываем такой комплекс ювелирных предметов, как сокровища полковых музеев, — продолжает Алексей Константинович. — Это предметы, которые заказывались офицерским составом, полковыми музеями, существовавшими в то время в России, для памятных церемоний».
Куратор выставки «Фаберже и придворные ювелиры» Галина Григорьевна Смородинова рассказала «Э-Вести» о том, что основными ювелирными центрами России в то время были Москва и Петербург, где располагались и производственные мощности главного поставщика императорского двора – Карла Фаберже. «Петербург сохранял первоначальную ориентацию на Европу, а Москва – преданием старины своей тяготела и как бы противопоставляла новой столице», — подчеркнула она.
Заметим, что принципиальным решением музея было показать не только Фаберже, но и других крупных мастеров того времени, под брендами которых трудились тысячи русских ювелиров. Именно в своей совокупности ювелирные памятники способны дать зрителю полную картину эпохи расцвета русского ювелирного модерна.
«Только у Фаберже работало около семисот мастеров, — говорит Галина Григорьевна, — у Овчинникова тоже около 500. Россия процветала и у народа была потребность в приобретении ювелирных предметов. Даже простолюдины могли купить себе какую-то вещь. Я помню, как встретила таксиста, так он говорил, что у них в семье хранится предмет, который был подарен на свадьбу одному из его предков до Революции. Это было доступно, а в прейскуранте Фаберже мы читаем: «Пусть стоимость вещи рубль, но она выполнена с должной тщательностью, как и более дорогая»».
Конечно, предметов, принадлежавших простолюдинам на выставке в ГИМе мы не найдём, потому что это крупнейший национальный музей, где хранятся прежде всего лучшие предметы, принадлежавшие высшим слоям общества. Но выполненные из драгоценных металлов, осыпанные жемчугами, бриллиантами и изумрудами предметы своей формой и техниками всё-таки дают широкое понимание русского ювелирного модерна.
А вдобавок представим себе, что помимо сокровищ выставки «Фаберже и придворные ювелиры» были и другие вещи, созданные из недрагоценных материалов, но «с должной тщательностью», и порадуемся за наших предков, живших в прекрасную дореволюционную эпоху и имевших возможность окружить себя таким прекрасным ювелирным искусством и затем оставить его нам.