Государственный исторический музей (ГИМ) открыл экспозицию мужского костюма середины XVIII- начала XX и назвал её интригующе и призывно: «Красавец-мужчина». Выставка открыта с 14 марта по 28 июля 2017 года в Музее войны 1812 года.
Как обозначают в пресс-релизе организаторы, выставочный проект «целиком посвящён феномену мужского щёгольства в России» и мужской моде. Это понятие представляет интерес уже потому, что оно заключает в себе как порицаемый обществом порок хвастовства, так и переход от сословной мужской одежды к светской.
Если мы откроем словарь В.И. Даля, то увидим, что термин щеголять раскрывается как «хвастать, хвалиться превосходством». И этот порок в русском народе нещадно высмеивался, что прекрасно прослеживается как в пословицах и поговорках, так и в произведениях И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других классиков. Действительно, говорили наши предки: «Щеголять смолоду, а под старость умирать с голоду», или «Защеголяли отрепья!».
Тот же негативный оттенок лежал на французском словечке «мода». По В.И. Далю: «ходящий обычай, временная, изменчивая прихоть в житейском быту». И тут же русская пословица: «По моде, и мышь в комоде». Мужской стиль для большинства людей был основан на русских традициях и не приветствовал расточительности.
Конечно, и без щегольства одежда и аксессуары разных слоёв общества различались по материальным признакам; подчинённые старались копировать (но не превосходить!) князя ещё во времена Киевской Руси. Однако, долгое время тенденциями одежды руководили род деятельности, национальная и сословная принадлежность человека. Духовные лица и поныне носят приличную сану одежду, а в дореволюционной России (как и в других европейских странах) своя одежда была у каждого сословия… Князь одевался как князь, военный вождь, помещик – как помещик, купец как купец и т.д. Тенденции мужской моды, говорить о которой для древности было бы натяжкой, определялись общественным положением и делом.
Выставка в ГИМ представляет нашему вниманию мужскую одежду высших слоёв послепетровской России. Первый раздел экспозиции называется «Куртуазность». Здесь можно видеть сословные мужские одежды: скроенные на европейский, французский манер камзолы, кафтаны, сюртуки, жилеты и… кюлоты. Те самые, которые стали одним из лозунгов Великой Французской революции, свершившейся ради господства «санкюлотов», т.е. третьего сословия, не имевшего права носить аристократические брючки (скорее, шорты), называвшиеся кюлоты. И к ним даже экспонируются тонкие трикотажные мужские чулки. Стили мужских костюмов коллекции А. Васильева представлены в разнообразии.
Французская революция смела сословные различия и ввела в моду брюки, которые не приветствовались в России как «якобинский», революционный стиль. У нас сословный французский стиль сохранился до пушкинских времён, когда на его место приходит английский стиль, вдохновленный романтизмом. Это время в экспозиции обозначено как «Дендизм: русские образы». В крайнем проявлении английский мужской стиль одежды того времени – это дендизм, фактически ставший синонимом щегольства. Мужской костюм этого времени лаконичен и изящен, в отличие от предшественника, однако мужчина пользуется множеством аксессуаров.
К концу царского времени в моду входит этакий общеевропейский гражданский костюм. Экспозиция этого периода, начала XX века, названа «Декаданс» от французского слова «закат, упадок». Мода для мужчин, да и для женщин детально разработана для всех случаев жизни.
На выставке значительную часть предметов занимают вещи семьи Юсуповых. Как пояснил А. Васильев: «Недавно в Париже прошёл большой аукцион Ф. Юсупова, который в основном купила усадьба Архангельское». Но некоторые вещи были куплены историком моды в личную коллекцию и украсили выставку. Например, футляр для перчаток, распялка для них. Феликс Юсупов был известный модник, настоящий щёголь.
Экспозиция, составленная, помимо упомянутой коллекции, из предметов ГИМ и Музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки и Российской государственной библиотеки включает в себя около 600 предметов высочайшей художественной ценности. Трости и табакерки, ювелирные украшения и несессеры, кувшин – рукомой и зрительные трубки – сколько здесь можно видеть предметов нестареющего совершенства исполнения.
Очень важно, что экспозиция снабжена текстами из книг того времени и цитатами классиков, которые позволяют не только увидеть одежду, но и понять мысли элиты, носившей её.