Италия добилась столь больших успехов в возвращении незаконно вывезенных из страны произведений искусства и артефактов, что создала для них целый музей.
Музей спасенного искусства был открыт в среду в похожем на пещеру пространстве, которое является частью древних римских бань Диоклетиана. Выставочная площадка создана, чтобы продемонстрировать успехи Италии в возвращении ценных предметов старины, которые десятилетиями хранились в зарубежных музеях и частных коллекциях.
Экспонаты в новом музее будут меняться каждые несколько месяцев, так как предметы будут возвращаться туда, где, как полагают эксперты, их родина. Многие артефакты были частью древних цивилизаций этрусков и Великой Греции в центральной и южной Италии.
Первая выставка посвящена примерно 100 из 260 экспонатов, найденных в США и возвращенных в Италию в декабре 2021 года.
По словам Массимо Осанны, главы государственных музеев Италии, здесь представлены предметы, «никогда ранее невиданные в Италии». В своей предыдущей должности Осанна долгое время отвечал за возрождение Помпей, одного из самых знаменитых археологических памятников в мире, который сам был сильно разграблен чёрными копателями.
Среди экспонатов тайных раскопок и незаконной контрабанды изящно вырезанные этрусские статуэтки и внушительные расписные кувшины, датируемые несколькими веками до н.э. Ранее они находились в музеях, аукционных домах и частных коллекциях американцев.
Среди экспонатов резные этрусские статуэтки и внушительные расписные кувшины доримской эпохи. Эти предметы датируются VIII-IV веками до н.э., и происходят с территории современного города Черветери региона Лацио. В древности этот город-государство этрусков назывался Каисра.
Одним из особенно поразительных предметов, относящихся к 7 веку до н.э., является керамический сосуд, выкрашенный красной краской по белому и возвышающийся более чем на метр. Украшенный образами лошадей и кошек, он изображает мифологическую сцену ослепления Полифема, одноглазого существа-людоеда.
Выбор украшения кувшина, вероятно, указывает на то, что этрусская элита говорила на двух языках и «была очарована греческими мифами», — сказал Осанна, добавив, они были «этрусскими героями, и отождествляли себя с греческими героями».
Министр культуры Италии Дарио Франческини объяснил решение о ротации экспонатов вместо создания постоянной коллекции так:
«Мы подумали, что было бы правильно вернуть экспонаты в те места, откуда они были украдены».
В некоторых случаях эксперты не знают точного места происхождения предметов, что ещё раз говорит о непоправимом ущербе, наносимом варварскими раскопками черных копателей. Такие артефакты будут возвращены в общую географическую зону.
С 1969 года, когда в Италии было создано специальное подразделение по возврату художественных ценностей, в страну вернулось около 3 миллионов артефактов и произведений искусства.
К сожалению, не все ценности, ранее принадлежащие Италии, пока удалось вернуть. Так глава подразделения Тео Лузи с тоской говорит о своей надежде когда-нибудь вернуть безногую бронзовую статую «Атлет из Фано», которая сейчас хранится в музее Дж. Пола Гетти в Калифорнии.
Являясь лидером репатриации ценностей, Италия пытается личным примером вдохновить остальные страны к обретению своего наследия.
Ранее в этом месяце Италия вернула Афинам фрагмент фриза Парфенона, который находился в археологическом музее на Сицилии. По словам Франческини, хотя владение «фрагментом Фагана» имело легальные основания, но его страна хочет «подтвердить принцип реституции культурных ценностей, чтобы восстановить связь художественного исторического наследия с местами и народами происхождения».