Андре Жид в 1947 году сказал, что важнее, чем знать, как обрести свободу — знать, как ей воспользоваться. Камиль Писсарро — основоположник одного из самых значительных направлений в живописи современности — импрессионизма, нетривиальная фигура как живописец (он преобразовал даже созданное им направление), но и человек, внесший вклад в копилку духовной и культурной жизни Европы.
Это ему принадлежат слова: «Мир разучился улыбаться». Для этого выдающегося художника, пошедшего в импрессионизм ради преобразования мира, было важно влиять на людей — зрителей, через свои полотна.
Он — выходец из буржуазной среды. Отец Камиля был сефардом с французским гражданством, который вёл дела в датских колониях и был крупным промышленником. Сын посвятил себя живописи, уехал в Венесуэлу, а после во Францию и заявлял, что самое отвратительное в капитализме — даже не унижение сильными слабых, а богатыми — бедных, а уничтожение радости бытия.
Камиль Писсарро — автор знаменитого «Бульвара Монмартра. Ранним утром», утверждавшего, что вся жизнь народа происходит в деревне. Никто другой во Франции не умел так изображать покой, свет и радость деревенского пейзажа в разные времена дня. Утром, в полдень, когда вечереет…
Камиль Писсарро — поэт, в живописи создавший такие полотна, которые до сих пор поражают своей глубиной, вдыхающие аромат деревенской жизни. Я бы сказал, что и жизни вообще.
В Париже Писсарро познакомился с авторитетами французской живописи. Был потрясен смелостью и новаторством художников Барбизонской школы.
Скончавшийся в 73-летнем возрасте, почти слепым, художник старался без остановки следовать простой мысли — отражать состояние души, радости бытования через различные состояния природы окружающей действительности. Так, как Камиль Писсарро, никто не умел. показать красоту, обаяние, шарм французской повседневной жизни как жизни простого человека, не обремененного высокими идеями, но исповедующего высокие идеалы гуманизма Не смог бы, даже если захотел
Камиль Писсарро творил только на природе. Его нормальное состояние было писать в естественных условиях, на пленэре. Отражение воздуха, солнца, цветов на полотне — главная заповедь мастера.
Какова же была трагедия для Камиля Писсарро, когда во второй половине своей жизни (почти на экваторе творческого пути) он стал терять зрение и был вынужден работать в студии.
К сожалению, в российских музеях недостаточно обильно представлен этот художник, чтобы можно было в полной мере насладиться всеми этапами его творческого пути. Клер Дюран (Claire Durand-Ruel Snollaerts) — внучка одного из главных собирателей и импресарио импрессионистов, сегодня главный специалист по художнику, пишет, что он в целом повлиял на живопись. Хотя Писсарро не первый стал работать в импрессионизме, но по объему новаций он — первый из огромного списка потрясающих специалистов 19 века.
Писсарро был участником уже первых выставок 1852 года, сразу после возвращения из Нового света.
В предрождественские дни, когда воздух напоен ожиданиями преобразований национальной культуры, вспоминаются сильные личности в искусстве. Сильные — в смысле преобразований, которые они совершили, неся на алтарь цивилизации свет, добро и процветание.