Бывший генеральный директор Renault и Nissan Карлос Гон, оказавшийся на исторической родине, в Ливане, после своего впечатляющего бегства из Японии в конце 2019 года, находится под угрозой выдачи французскому правосудию. Едва в 2022 году Франция выдала международный ордер на арест бывшего топ-менеджера крупнейшей госкорпорации, Карлос Гон перешел в очередную контратаку на Nissan — он решил подать в суд на японского производителя в Ливане.
Во Франции 69-летний предприниматель обвиняется в уклонении от уплаты налогов, отмывании денег, мошенничестве и неправомерном использовании активов альянса Renault-Nissan. Позиция ливанца проста — это клевета и диффамация.
Иск, поданный 18 мая 2023 года, был опубликован Bloomberg. Карлос Гон требует от компании, которой он руководил почти двадцать лет, более миллиарда долларов (свой ущерб от деятельности «заговорщиков» он оценил в 588 миллионов долларов, а убыток — в 500 миллионов долларов). Ещё недавно аппетиты ливанца были меньше — речь шла о выплате «выходного пособия» в размере 15 млн евро.
Один из главных очагов заговора против Карлоса Гона созрел в ливанском подразделении Nissan. Здесь был приготовлен пакет документов, произведены «фабрикация доказательств, ложных показаний, вторжение в жилище, кража и сокрытие документов, диффамация, клевета…». И всё это, доказывающее занижение доходов главы Nissan, было передано затем в правоохранительные органы Японии, открывшие против промышленника войну — унизительный судебный процесс.
Собственно, ничего нового в судебном иске нет. Пока французское правосудие пытается в рамках судебного дела выяснить отношения бывшего генерального директора с оманской группой SBA, дистрибьютором Renault и Nissan на Ближнем Востоке, не злоупотреблял ли он служебным положением получая ссуды и гонорары ни за что, сам Карлос Гон пытается доказать, что досье на него было добыто незаконным путём. Примерно те же заявления, которые сегодня сформированы сегодня в пакет материалов дела, были оглашены предпринимателем в 2020 году после побега от японского правосудия.
Карлос Гон выдвигает аргументы не только против компании Nissan (двух подразделений), но и против 12 частных лиц, принимавших участие в расследовании. Пострадал же в итоге не только сам глава компании, но и японский автопроизводитель, теряющий авторитет, были затронуты и национальные интересы французской стороны.
В настоящее время рассматривается план по снижению доли французского участия в концерне с 43% до 15%. Карлос Гон изначально говорил о том, что одной из основных целей кампании, развязанной против него, было помешать слиянию французского и японского автопроизводителей.
Гон был арестован в Японии в ноябре 2018 года по обвинению в злоупотреблении доверием, неправомерном использовании активов компании для личной выгоды и нарушении законов о ценных бумагах, поскольку он не полностью раскрыл свой «гонорар».
В декабре 2019 года Гон был освобождён под залог и сбежал из Японии, спрятавшись в коробке на борту частного самолета. Сейчас предприниматель живет в Ливане, который не имеет договора об экстрадиции с Японией и Францией и не выдает своих граждан. Renault и Nissan дистанцировались от скандала с Гоном и формально соблюдают нейтралитет.
Слушание дела по новому иску Карлоса Гона в Бейруте запланировано на 18 сентября 2023 года. Пока неизвестно, приедет ли руководство Nissan в Ливан или обеспечит представителя.
Если судья Саббух Сулейман удовлетворит иск, то Карлос Гон тем самым выполнит взятое на себя обязательство по очищению своего реноме. По крайней мере, начнёт соответствующий процесс.