Картина эпохи барокко оказалась тайным алхимическим артефактом

Картина эпохи барокко оказалась тайным алхимическим артефактом

Связь искусства с оккультизмом имеет множество свидетельств. Одним из канонических примеров является недавно обнаруженная картина неаполитанского художника Феделе Фишетти. Нью-йоркский арт-дилер Кристофер Бишоп обнаружил картину Фишетти «Триумф ночи» (ок. 1765) три года назад. После продолжительного изучения он дебютирует с этой картиной на выставке под названием «Алхимия и художник», которая пройдёт в его галерее в Верхнем Ист-Сайде.

У Бишопа репутация человека, который находит неправильно атрибутированные полотна. В 2012 году он обнаружил неизвестную работу итальянского художника эпохи барокко Ила Гверчино, а в 2022 году представил ранее утраченный рисунок голландского художника Яна Ливенса. «Интернет даёт дилерам возможность следить за тем, что происходит практически по всей Европе», – говорит Бишоп.

«Триумф ночи» Бишоп заприметил на аукционе в Лондоне.

«На неё не было никаких отсылок, поэтому, я думаю, она не вызвала всеобщий интерес», – делится эксперт, чьё внимание привлекла насыщенная, сбивающая с толку символика работы. Её создатель явно был хорошо сведущ в мистическом искусстве алхимии.

Определить то, что автор «Триумф ночи» – это Фишетти, один из многих забытых художников эпохи позднего барокко юга Италии, оказалось несложно. В картине прослеживается характерное для Фишетти чувство юмора и театральность, его отличительные «галлюцинаторные» оттенки, как выразился Бишоп. «В этом контексте действительно нет другого художника, который мог бы написать такую картину», – добавил он. Более того, Фишетти работал декоратором дворца у князя Сансеверонского Раймондо ди Сангро, жившего в 18 веке, – Великого магистра и основателя неаполитанского масонства, отлучённого от церкви алхимика, который, по словам Бишопа, финансировал раскопки храма Исиды в Помпеях. Эксперт считает, что именно ди Сангро заказал эту работу.

Расшифровка картины заняла гораздо больше времени.

Бишоп сначала обратил внимание на фигуру Ночи, несущую тьму в своей карете. Однако этот персонаж никак не вязался с классическим гермафродитом, расположившимся в левом нижнем углу. «Это вообще не относится к «ночной истории», – мучался сомнениями Бишоп. Недели превратились в месяцы. Картина висела в его квартире, неразгаданной, пока эксперту не пришла идея интерпретировать гермафродита не через традиционные призмы греческой мифологии. Бишоп задался вопросом: «Что, если взглянуть на это, как на химического гермафродита, известного как Ребис, который представляет собой идеальное сочетание мужского и женского влияния?» Эта идея сдвинула дело с мёртвой точки.

Рисунок картины Феделе Фишетти "Триумф ночи", иллюстрирующий соответствие между цветовым кругом и алхимическими стадиями.
Рисунок картины Феделе Фишетти «Триумф ночи», иллюстрирующий соответствие между цветовым кругом и алхимическими стадиями.

«Я начал понимать, что каждая из частей картины была аллегорическим изображением этапов алхимии, – рассказывает Бишоп. – Все то, что казалось странным и неуместным на картине, оказалось к месту». Включая фигуру Гарпократа – детской версии египетского бога Гора, который впоследствии стал греческим богом тайн. С левого края картины Гарпократ одной рукой указывает на свою губу, а другой – на гермафродита, подсказывая зрителю, с чего начать.

Результаты своих открытий Бишоп опубликовал в каталоге «Триумф ночи». В нем он сопоставляет фигуры на картине, объясняет композицию и анализирует использование цвета Фишетти. Ведь живопись – это своего рода метафорическая алхимия.

«На выставке я пытаюсь показать, как определенное смешивание пигментов, таких как киноварь, которая представляет собой смесь серы и ртути для получения красного цвета, единила алхимика и художника, хотя в то время они были своего рода разными науками», – говорит Бишоп.

В конечном счёте, искусствовед пришёл к выводу, что алхимия в этой картине не аллегория – скорее, «художник претендует на то, чтобы быть своего рода алхимиком».

«Триумф ночи» – это не сравнение и даже не урок. Это заряженный предмет, настоящее заклинание, портал из тьмы души к её свету – своего рода духовная алхимия, о которой психоаналитик Карл Юнг писал столетия спустя.

Бишоп считает «Триумф ночи» не просто выдающимся образцом.

«Я думаю, что картина уникальна», – объясняет он. С приходом эпохи Просвещения алхимия стала прибежищем мошенников. «Я бы хотел, чтобы кто-нибудь мне сказал: «Но, вы забываете об этой картине, той или вот этой, – говорит Бишоп. – Но правда в том, что за год исследований я не встретил ни одной работы, похожей на эту».

На выставке «Триумф ночи» будут сопровождать настоящие магические реликвии, в том числе амулет Гиппократа времён Птолемея, гностические гематитовые камни и пара масонских крыльев 19-го века.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.