Картина Рембрандта, которую крадут слишком часто

Картина Рембрандта, которую крадут слишком часто

В 2019 году картинная галерея Далвича, расположенная в зелёном пригороде южного Лондона, стала жертвой ограбления. В полночь в здание пробрался неизвестный и сорвал со стены две картины Рембрандта ван Рейна. Сработала сигнализация, которая немедленно вызвала полицию, которой удалось вернуть картины, но преступнику удалось уйти.

Впоследствии командир отряда быстрого реагирования назвал рейд «дерзким» и «хорошо спланированным». Учитывая масштаб художника и место преступления, самым удивительным в этой истории то, что ограбление сорвалось: за последние 50 лет из этого музея картины Рембрандта похищали 8 раз!

Целью четырёх из этих ограблений был портрет Якоба де Гейна III, гравёра 17 века из Утрехта, за что он занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самая воруемая картина в мире.

Каким бы симпатичным ни был молодой человек на картине, привлекает воров в первую очередь её размеры — 30 на 25 см — достаточно компактные, чтобы портрет можно было незаметно спрятать под полой. Отсюда прозвище данное ей журналистами — «Рембрандт на вынос». Однако титул самой маленькой картиной Рембрандта принадлежит портрету Яапген Карелс, супруге зажиточного водопроводчика Ян Виллемс ван дер Плюйм, размером 20 на 18 см.

Рембрандт ван Рейн, Портрет Яапген Карелс (1635) - самая маленькая работа мастера
Рембрандт ван Рейн, Портрет Яапген Карелс (1635) — самая маленькая работа мастера

История портрета этого молодого человека тоже удивительна. Лучшим другом детства героя был Мауриц Гюйгенс, и после их художественных паломничеств по Лондону и Швеции в 1620-х годах они решили увековечить свою дружбу двойным портретом.

Они обратились к восходящей звезде Амстердама Рембрандту, и тот написал их в виде диптиха. Оба договорились, что тот, кто умрёт первым, завещает свой портрет другому, что-то вроде медальона дружбы голландских аристократов. До 18 века картины хранились вместе, а сейчас портрет Гюйгенса находится в Гамбургском Кунстхалле, а Де Гейн — в Далвичской картинной галерее.

Полтора столетия портрет Якоба де Гейна спокойно висел в галерее живописи старых мастеров, пока в 1966 году он не был украден вместе с семью другими картинами, включая двух Рембрандтов.

Рембрандт ван Рейн, Якоб III де Гейн, 1632
Рембрандт ван Рейн, Якоб III де Гейн, 1632

В канун Нового года воры проникли внутрь, сняв витраж с редко используемой двери. Ограниченные размерами своего лаза, похитители были вынуждены брать только небольшие полотна. И тем не менее, стоимость похищенного составила около 90 млн долларов. Полиция быстро раскрыла кражу, вернув картины и арестовав водителя скорой помощи, который был приговорён к пяти годам тюремного заключения.

Второй налёт был наглым и прямолинейным. Музей не позаботился об охране (картины не были под сигнализацией и не прикреплены к стене), поэтому в 1973 году 24-летний мужчина засунул портрет в пластиковый пакет и увёз его на велосипеде. Его быстро задержали, а картину вернули на место.

Третья кража была очень похожей, однако её раскрытие потребовало больше времени. В 1981 году в галерею проникли двое мужчин. Пока один из них отвлекал внимание персонала, другой снял картину со стены и спрятал под пальто. Две недели спустя Джайлсу Уотерфилду, директору галереи, позвонил немецкий бизнесмен и предложил свои услуги в качестве посредника в сделке. В последовавшей за этим операции были агенты под прикрытием, шпионские явки, поддельные банковские чеки и поездки в Амстердам. Через месяц портрет вернулся в галерею.

Рембрандт ван Рейн, Мауриц Гюйгенс, 1632
Рембрандт ван Рейн, Мауриц Гюйгенс, 1632

После этого налёта галерея основательно обновила систему безопасности, но даже это не предотвратило четвёртое похищение Де Гейна. В 1983 году воры взобрались по лестнице, разбили остекление потолка проникли в зал и похитили ценные экспонаты. Сработала сигнализация, и полиция прибыла через пять минут, однако воры уже скрылись. Дело оставалось нераскрытым до конца 1986 года, когда полиция получила сообщение о том, что картина находится в камере хранения на железнодорожном вокзале в Мюнстере, Германия.

«Есть искушение убрать эту злосчастную картину подальше и повесить цветную фотографию», — сказал Уотерфилд после её возвращения. Но, невзирая на это объяснимое желание, портрет молодого человека, который, кажется, вот-вот заговорит, все ещё висит в этой галерее.

Поделиться с друзьями
Subscription