Картина, о которой писал Караваджо своему другу, но которую никто не видел уже более 400 лет, была найдена в Тулузе на чердаке. После нескольких лет реставрации в июне 2019 года в Тулузе состоится аукцион, где, как ожидается, она будет продана не менее чем за 171 млн. долларов США.
В 2014 году заливающая дом труба на чердаке принесла своим домочадцам не только проблемы, но и интригующее открытие. Здесь лежала старая картина изъеденная пылью и покрытая подтеками воды, но, несмотря на это, было в ней что-то особенное. Вдруг это что-то ценное? – подумали домовладельцы и обратились к другу – французскому аукционисту Марку Лабрару. Тот аккуратно смахнув пыль, сделал снимок и отправил ее искусствоведу Эрику Туркину из столицы. Он-то первый и предположил, что это утерянная работа Караваджо «Юдифь и Олоферн», которая была написана мастером Возрождения в 1607 году.
На картине изображена сцена из Ветхого Завета, в которой Юдифь — вдова из города Ветилуи, чтобы спасти свой город, осажденный армией ассирийского генерала Олофрена, сначала соблазняет и опаивает его, а затем отсекает ему голову. Этот кровавый момент мы и видим на полотне.
Караваджо был весьма вспыльчивым гением и имел славу выдающегося драчуна даже по тем итальянским временам. В 1606 году, обвиненный в убийстве во время потасовки и поставленный вне закона Павлом V (то есть, любой его мог убить и получить за это вознаграждение), он бежит в Неаполь. В изгнании его стиль становится все мрачнее и кровавее.
Есть несколько документов, свидетельствующих об этой картине: два письма Караваджо с её описанием герцогу Мантуанскому в 1607; завещание арт-дилера и художника Луи Финсона от 1617 года; и опись имущества Абрахама Винка, соратника Финсона, проведенная в Антверпене в 1619 году. Далее судьба картины очень туманна, возможно, она выставлялась на продажу в Антверпене в 1689 году. «Куда она делась после 1689 года, мы не знаем», — говорит Эрик Туркин.
Упомянутый Луи Финсон не только собирал произведения Караваджо, но также и хорошо их воспроизводил. Эксперт по Караваджо Джон Гаш в интервью The New York Times говорит, что Финсон был «закоренелым переписчиком». «Но, я думаю, здесь качество выглядит лучше», — добавляет Гаш.
До открытия тулузского Караваджо именно копии «Юдифь и Олоферн» в исполнении Фисона свидетельствовали о существовании оригинала и того, как он должен выглядеть. Но это же и сеет сомнения: точно ли это оригинал, а не еще одна копия?
Для Эрика Туркина есть два довода в пользу её подлинности. Во-первых, её живость: «Копия всегда более сухая, ей не хватает энергии», — поясняет он. Во-вторых, «ксерокс просто воспроизводит то, что перед ним, а художник меняет свое мнение, когда он рисует».
И Туркин, и Лабрар говорят, что хотели бы видеть «Юдифь и Олоферн» в музее, доступной для всеобщего обозрения. «Если у вас в музее есть Караваджо, у вас есть шедевр», — говорит Лабрар CNN, и все еще удивляется, что картина была найдена: «В мире всего 65 его картин, а 66-ю я нашел на чердаке. Это невероятно, но это правда».