Всего 70 экспонатов предметов декоративно-прикладного искусства, но за ними лежит огромный пласт, о которым мало кто из нас задумывался применительно к выдающимся художникам XX века. В этом смысле нам был известен Сальвадор Дали, благодаря последним крупным выставочным проектам. Однако у целого ряда его современников было поветрие пробовать себя за гончарным кругом и создавать восхитительные шпалеры.
Такие мысли возникают при посещении выставки «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина», открывающейся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция охватывает первую половину XX века.
Коллекционированию керамики современных художников в России положил начало никто иной как меценат И. Морозов, заказавший её для оформления своей музыкальной гостиной у Мориса Дени, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жана Пюи. А в мире её собирали, в частности, наследник империи Christian Dior и американский миллиардер Арманд Хаммер, предметы коллекции которых находится сегодня в ГМИИ.
Хотя Пабло Пикассо видел в работе с керамикой возможность популяризовать своё творчество, спустить новые веяния в массы, в основном эти произведения были выпущены малым тиражом: либо под уникальный заказ, либо в подарок.
Но были и попытки коммерциализировать высокохудожественную керамику в стиле новых направлений живописи, тем более что и сам Пикассо работал только за деньги, причём большие.
Производственный центр сосредоточился во Франции, в мастерской Андре Мете, которому артдилер Амбруаз Воллар предложил заняться изготовлением фаянса под живописную обработку. Здесь в 1906-1911 годах работали многие из тех, чьи произведения показаны в нынешней экспозиции, включая Анри Матисса.
Затем возникли другие керамические мастерские, продукция которых расширяла знакомство с произведениями современных художников и предлагала узнать их в качестве орнаменталистов, способных справиться с ограниченными цветовыми возможностями росписи по керамике.
Для Пабло Пикассо художественная керамика была делом привычным, знакомым с детства. В Испании существует национальная традиция производства декоративных тарелок, даже таких, которые расписываются золотом, а художник никогда не забывал о своих корнях. Когда он обосновался в гончарной мастерской «Мадура» в Валлорисе, в его творчестве ярко проявились не только образы, характерные для живописного творчества, но и обилие традиционных испанских сюжетов, таких как бой быков.
Гобелены и шпалеры — текстильные образцы высокого искусства, также заслуживают внимание. Среди таких экспонатов выделяется большая шпалера, посвящённая борьбе с фашизмом, подаренная И.В. Сталину деятелями культуры СССР и зарубежных стран, в которой была использована реплика знаменитой картины П. Пикассо «Герника», запечатлевшей ужасы бомбардировок мирного баскского населения франкистами.
Конечно, политика — далеко не главное, что стремились запечатлеть мастера в декоративно-прикладном искусстве. Напротив, речь шла о красоте картин и новых образах, приходящих в оформление жилых пространств. Яркие краски, причудливые рисунки, необычные сюжеты — всё это благодаря высокому искусству становилось предметами украшения столов и стен.