В первом квартале 2020 Китай впервые перестал быть крупнейшим рынком электромобилей в мире, однако он не теряет надежд вновь стать первым и планомерно стимулирует спрос.
Падение цен на нефть, пандемия коронавируса и ослабление программ стимулирования спроса сильно ударила по отрасли электромобилей в стране, которая была объявлена приоритетом развития транспорта в Китае.
Спад продаж электромобилей наблюдается в стране уже на протяжении последних 10 месяцев. По итогам 2019 года спрос на машины новой энергетики (NEV), включающие электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и авто на водородных топливных элементах (FCEV), снизился на -4%, а по итогам января-апреля 2020 падение ещё больше усилилось и составило -43.4% (всего было продано 205’000 экологичных автомобилей).
Причем, если в апреле 2020 автомобильный рынок Китая восстановился и вырос на +4.4% год к году (г/г), то на NEV он продолжал падать – -26.5%.
Как результат, ведущим рынком электромобилей по итогам первого квартала этого года стала Европа. Здесь сегмент NEV вырос на +49% до 310’308 шт. Электромобилей же европейцами было куплено 130’297 шт. (+58.2%).
По прогнозу Bloomberg, рынок электромобилей Китая по итогам 2020 года едва ли дотянет до 1 млн. шт., что будет на -14% меньше, чем годом ранее.
Тем не менее, китайцы не опускают руки и удваивают усилия по его восстановлению.
В феврале Пекин призвал местные власти простимулировать спрос на NEV, в том числе увеличив квоты на номерные знаки. Да, правительство ограничивает рынок частных машин.
В марте им поручено перейти от политики ограничения продаж машин к регулированию их использования, разработать программы trade-in, субсидирования покупки новых и подержанных машин. Помимо запуска муниципальных программ правительство на 2 года продлило общегосударственные льготы по финансированию и налогу на покупку NEV, снизило НДС на продажу подержанных машин и налоги на покупку в trade-in.
В апреле банкам было рекомендовано продлить сроки погашения кредитов, снизить процентные ставки и размер первоначального взноса.
В мае премьер-министр Ли Кэцян объявил, что правительство будет способствовать развитию сети зарядных устройств, чтобы стимулировать продажи электромобилей.
В целом программа поддержки спроса NEV включает усилия не только центрального правительства, но и более 20 провинций.