Крупномасштабная кража музейных ценностей сотрудником Британского музея активизировало требования стран о возврате своих художественных ценностей, похищенных Великобританией в эпоху колониализма. На днях к списку истцов присоединился и Китай.
Китай опубликовал свой официальный запрос в газете Global Times, упомянув несколько из примерно 23‘000 китайских экспонатов музея, включая «трехцветные статуи лохань Ляо, ритуальные бронзовые изделия династий Шан и Чжоу, каменные свитки буддийских сутр династий Вэй и Цзинь и другие чрезвычайно ценные сокровища».
«Подавляющее большинство огромной коллекции Британского музея, насчитывающей до 8 миллионов экспонатов, поступило извне Великобритании, и значительная её часть была приобретена ненадлежащим образом, включая грязные и преступные методами», — говорится в китайской статье.
Китай в этих требованиях не одинок, ведь список ограбленных Британией стран длинный. Требования реституции в последние дни усилились после того, как стало известно о разоблачении сотрудника, который, по всей видимости, украл почти 2000 предметов из коллекции музея, включая золотые украшения, и продал их на eBay. Поскольку многие из похищенных артефактов не были занесены в каталог, полная картина кражи, вероятно, никогда не будет известен.
Музей уже уволил Питера Джона Хиггса, своего старшего куратора по греческому и римскому искусству, который, как полагают, несёт ответственность за пропажу. Свой пост досрочно оставил и директор музея Хартвиг Фишер.
Долгое время Британский музей заявлял, что он лучше, чем кто-либо другой способен позаботиться о сохранности исторических артефактов. Кстати, аналогичные заявления мы недавно слышали и в отношении вывоза музейных ценностей из Украины. Мол в Нигере или на Украине их могут похитить.
Но случай с кражей предметов Британского музея его сотрудником, которая длительное время оставалась вне надзора, даёт новые аргументы Греции и Нигерии в их борьбе за реституцию Мраморов Парфенона и бенинской бронзы.
«Шокирующе слышать, что в странах и музеях, которые говорили нам, что бенинская бронза не будет в безопасности в Нигерии, происходят такие кражи», — заявил Абба Иса Тиджани, директор Национальной комиссии Нигерии по музеям и памятникам.
«Когда это происходит изнутри, вне всякой моральной и уголовной ответственности, возникает серьёзный вопрос относительно доверия к самой музейной организации», — заявила министр культуры Греции Лина Мендони.
Подверг критике музей и чернокожий член британского парламента Белл Рибейро-Адди. «Одна из самых оскорбительных причин, которые они привели, заключается в том, что другие страны, которым принадлежат эти предметы, либо не смогут позаботиться о них, либо они, скорее всего, будут украдены, — сказала она Guardian. — Но у вас в этой стране есть люди, которые выставляют их на eBay».
Заметим, что требования о возврате украденных ценностей появились за долго до этого вопиющего случая.
Эфиопия потребовала реституции коллекции оружия, ювелирных изделий и религиозных артефактов Макдалы, которую британцы захватили во время военной операции в 1868 году. Индия добивается возвращения ступы Амаравати, одного из самых больших известных фризов, который британцы демонтировали и отправили в Великобританию. А в мае Асантехене Отумфуо Осей Туту II, король Ганы, попросил музей вернуть золотые украшения, похищенные британской армией из дворца Асанте в 1874 году.
«Эти предметы в значительной степени являются священными, и их возвращение — это нечто большее, чем просто реституция, — говорила Нана Офориатта Айим, член Комитета по реституции Ганы. — Речь также идёт о возмещении ущерба от тех, кто это сделал, и о ремонте тех сооружений, откуда они были вывезены».
Британский музей отвергает все претензии, ссылаясь на Закон о Британском музее, который запрещает государственным учреждениям страны отказываться от предметов коллекции практически при любых обстоятельствах.
«Очевидно, крайне лицемерно и нелепо использовать установленный ими самими закон для оправдания и отказа от следования нормам морали, — пишет Global Times. — Британский музей — это микрокосм истории британской колониальной экспансии. Хотя Великобритания и стёрла отпечатки пальцев мародёров с этих артефактов, это не может стереть истинную принадлежность этих культурных ценностей».