В обычный год Китай уже продал бы более 6 млн. новых автомобилей, но в этом году их число насчитывает лишь 3.7 млн. Чтобы поднять крупнейший мировой автомобильный рынок, правительство раздает субсидии на покупку машин.
По сравнению с прошлым годом продажи первого квартала 2020 года снизились на 42%, говорят данные Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM).
Во многом это результат колоссального 79% падения продаж в феврале, когда в стране с населением 1.4 млрд. человек было куплено всего 310’000 автомобилей. В марте 2020 регистрация новых машин уже составила 1.43 млн. шт., что на фоне февраля впечатляет, но в сравнении с мартом 2019 – это на 43% меньше нормы.
С производственной точки зрения китайская отрасль уже пришла в себя, все заводы 23-х крупнейших автомобильных консорциумов приступили к работе. Коэффициент возврата сотрудников составил 86%, а загрузка достигла 75% от среднего уровня прошлого года.
Однако потребительский спрос по-прежнему сдерживается, так как эпидемия не закончилась полностью, да и общий тренд последних лет был нисходящий. По итогам 2018 года он упал на 3%, в 2019 сократился ещё на 8.2%, и до пандемии ожидалось, что в этом году он сожмётся еще на 2%.
Автомобильная отрасль играет в китайской экономике очень большую роль. Более 40 млн. человек в стране прямо или косвенно задействовано в этой сфере, которая приносит более 1 трлн. долларов дохода, что примерно составляет 7% ВВП Китая.
Не меньшее значение китайский авторынок имеет для мирового автопрома. Так Volkswagen и General Motors до 40% своих машин продают именно тут.
Поэтому, безусловно, разрушение цепочек поставок, вызванное коронавирусом, это проблема, но куда большей головной болью отрасли может стать сокращение спроса. По недавнему прогнозу S&P, мировые продажи легковых машин в этом году упадут на 15% до 78 млн. против 90.3 млн. в 2019 году. Падение спроса в Китае может составить 8-10%.
Пекин осознает проблему во всей её полноте и предпринимает шаги по укреплению продаж. В прошлом месяце власти объявили о продлении субсидий и налоговых льгот на машины новой энергетики (NEV: электромобили – BEV, подключаемые гибриды – PHEV, и а/м на топливных элементах – FCV) ещё на 2 года.
Активную поддержку оказывают и местные власти. По меньшей мере в дюжине городов и провинций людей поощряют купить автомобиль, предлагая субсидии в размере $1’400 за машину.
В какой-то мере это, безусловно, должно помочь. Ведь, когда в прошлом году правительство решило постепенно свернуть программу поддержки NEV, 62% рост продаж 2018 года сменился 4% падением в 2019 году.
В марте 2020 продажи экологичных машин выросли до 53’000 шт., что в 4 раза больше, чем в феврале, но на 53.3% меньше, чем марте прошлого года. В целом за квартал спрос на них составил 114’000 шт., что на 56.4% меньше, чем годом ранее. Провал, как мы видим, оказался глубже, чем рынок в целом.
Тем не менее эксперты CAAM полагают, что рынок ускорит свое восстановление, благодаря мерам поддержки правительства и снятию карантина.
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), одна из главных причин покупки машины в стране – это необходимость возить детей в школу. Поэтому открытие учебных заведений после пандемии должно будет способствовать росту спроса на авто. Возможно, длинные майские праздники и желание путешествовать также будут благоволить восстановлению рынка, говорят эксперты CPCA.
Вместе с тем, некоторые эксперты полагают, что вернуться к прежним объемам будет не так легко из-за падающей покупательной способности китайских граждан, растущего разрыва между бедными и богатыми, и более строгого банковского регулирования, введенного в 2017 году.