По информации Рейтерс, опросившего банкиров, юристов и консультантов, инвесторы из Китая (автопроизводители и фонды прямых инвестиций) снижают объём средств, направляемых в авторынок США, но наращивают портфель инвестиций в Евросоюз.
В качестве основной причины для переориентации инвестиций называется пристальное внимание администрации Дональда Трампа к их действиям. Это внимание сосредотачивается на поддержке технологий электродвигателей, автономного вождения, искусственного интеллекта и робототехники. Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS), который рассматривает сделки по рискам национальной безопасности, стремится всё больше ограничить усилия Китая по приобретению упомянутых американских технологий.
CFIUS рассмотрел около 250 иностранных сделок в 2017 году, в общей сложности во всех отраслях промышленности. До 1 марта 2018 года комитет заблокировал 12 китайских сделок, или почти половину из возможных 27 американо-китайских сделок, а судьба еще девяти не определена. Годом ранее блокировалось вдвое меньше. Многие сделки не попали в этот список, поскольку после неофициальных переговоров с чиновниками CFIUS стало ясно, что они не пройдут отбор.
Инвестиции в авторынок США составили 26% от общего объёма вложенных китайцами денег за январь-май 2018 года (19 сделок на общую сумму более $10 млрд). В 2017 и 2016 годам доля американского рынка превышала 30%. Основные инвесторы — это Saic Motor Corp, BAIC Group, FAW Group Corp, Guangzhou Automobile Group и Ningbo Joyson Electronic Corp.
«Учитывая то, как осложняется ситуация в Соединенных Штатах, Европа становится для Китая самым очевидным внешним рынком, привлекательным для инвестиций», — сказал Чарли Симпсон, занимающийся в консалтинговой группе глобальной стратегии KPMG автомобильным сектором. Тренд подкрепляется анализом данных инвестиций автомобильного сектора в США и на европейских рынках, который проводится компанией с момента начала американо-китайского торгового противостояния. Причина конфликта — обвинение Трампом китайцев в воровстве американской интеллектуальной собственности.
Тем не менее, китайские покупатели начинают менять инвестиционную тактику даже в Европе, так как они избегают возможных политических и регулятивных осложнений. Например, они отказываются от своей «прямой» модели слияний и поглощений в пользу частичного влияния, создавая совместные предприятия и проводя закупки патентов. Осуществляются лицензионные сделки, которые дают возможность китайцам получить возможность использовать, модифицировать и перепродавать технологию в качестве соинвесторов. В таких случаях политический фильтр типа CFIUS исключается.