Сегодня, 01 июня 2016 года в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка работ художника, скульптора, камнереза и ювелира Василия Коноваленко (1929-1989). Выставка называется «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня». Она впервые в нашей стране даёт возможность в полной мере познакомиться с мастерством человека, который возродил старинную сложную технику работы с камнем Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского. На выставке представлено около 100 работ.
Как рассказала вдова В. Коноваленко Анна, «Василий мечтал о такой выставке всю жизнь, хотя он был вынужден эмигрировать, но сердце его оставалось здесь».
Коротко о художнике
В. Коноваленко родился в деревеньке близ Донецка, жил, учился и работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), а в 1981 году уехал в США, где практически тотчас ему предложили партнёрство три американских бизнесмена и обеспечили прекрасные условия работы. Восемь лет в Америке были плодотворны с точки зрения свободы творчества, а также материального благополучия художника.
Мы спросили Анну Коноваленко о том, каким был художник в жизни. «Он был сильный, уверенный в себе человек. Никогда не сомневался в своём таланте. И в то же время был скромным». Помимо художественных занятий, в кругу близких он пел русские романсы под аккомпанемент супруги, имел прекрасный голос бас-баритон и даже считал себя несостоявшимся певцом.
Народность, очевидная в творчестве художника, находила место и в его жизни. Однажды, как рассказала Анна Коноваленко, посещая псковские деревни, он общался с жителями и выяснил, что у них нет воды. Обеспокоенный этим, спустя некоторое время художник раздобыл необходимый материал и… собственноручно водрузил колодец. Руки мастера были ловкими и в быту.
В облике художника не было ничего от артистических штампов – он не был чудным или богемным, не носил странных предметов одежды. Чем порой удивлял при знакомстве тех, кто считает, что образ художника не от мира сего.
Сам художник из камней выделял нефрит, из которого изготавливал прежде всего предметы одежды. Из собственных произведений особенно ценил «Бражники» и «На мормыжку». Эти работы отражают две стороны творчества художника – комическую и драматическую.
Творческий путь камнереза
Во время работы художником Кировского (ныне Мариинского) театра, Коноваленко довелось создавать декорации к балету Сергея Прокофьева “Каменный Цветок» вместе с Симоном Вирсаладзе. Тогда-то и началась работа с самоцветами, у которых, по словам художника, «можно учиться живописи».
Темы произведений отражают образы России в её многообразии. Лапотные былинные мужички и бабы, которые подвергались особенной критике советских искусствоведов и партийцев, пожалуй, составляют наиболее часто встречающийся персонаж. Колоритные украинские казаки гармонично соседствуют с ними, также встречаются фигурки цыганки, воина-богатыря, красноармейца, шарманщика, старообрядца и другие мотивы нашей истории.
В Советском Союзе Коноваленко пережил и тревоги, и почёт. Рядом с признанием стояло недоброжелательство – и против художника было в течение 9 месяцев возбуждено уголовное дело за незаконный кустарный промысел.
Художник имел экспозицию своих работ в России, хотя они не вполне соответствовали идеологическим установкам того времени, «искажали образ советского человека». Работы его в основном далеки от идеологии, заказные партийные сюжеты никак не выходили, хотя пара-тройка вещей всё же была.
Во-первых, это «Ликбез», приобретенный в Гохран ещё в советские годы, который по сути соответствует стилю мастера, но содержит в сюжете красноармеца и отражает советский период истории. Во-вторых, работа по мотивам «Архипелага Гулага» А. Солженицына, близкая художнику по духу. Третьей работой должен был стать В.И. Ленин, но вот получились только кепка Ильича и бревно.
Любопытно то, что несмотря на отсутствие заявленной и выраженной просветительской идеи, произведения на сюжеты русской истории, апеллирующие к традиции, несут в себе элементы и воспитательные. Д-р Стивен Нэш (музей природы и науки г. Денвера) рассказал о том, что ничего аналогичного технике Коноваленко — резьбе по камню в принципе – в Америке нет. Это – новое для американской публики. Другой новой волной стало знакомство с русской культурой в её традиционном варианте. К примеру, «Странник-Старовер» — абсолютно не имеющая аналогов в американском сознании православная проблематика. С. Нэш говорит о том, что его сердце особенно трогает фигура «Скорбящая мать» о потерях Великой Отечественной Войны. «Однажды, — говорит он, — я видел, как один наш геолог смотрел на неё и с его глаза скатилась слеза».
Татьяна Николаевна Мунтян, куратор выставки Коноваленко и одновременно хранительница коллекции Фаберже Кремля, восторгается трогательной работой «Дедушка и бабушка», где, по её словам, звучит «тема семьи, союза и преданности». Также её симпатии вызывает «Разлука, ты, разлука», где ярко проявляется драматическое направление в искусстве художника. Она, как признанный эксперт, обращает внимание на каждую деталь, на трудоёмкость применённых техник в каждом элементе, и очень высоко оценивает экспозицию. «Во многом благодаря В. Коноваленко, камнерезная школа развивается сегодня в России», — поясняет Т.Н. Мунтян.
Коллекция и камнерезное дело в целом
По словам Татьяны Николаевны Мунтян, у нас есть сегодня замечательные камнерезы. Сильные представители школы есть в Иркутске, имеется мастерская «Святогор» в Екатеринбурге и школа в Санкт-Петербурге, где местные власти в течение десятилетий поддерживают этот вид искусства. В Санкт-Петербурге проводятся выставки (Мир камня) и конкурсы. Из массы блистательных имён можно привести Ивана Голубева, Сергея Фалькина, Антона Ананьева – но это далеко не полный перечень. «Это тонкие люди, — так говорит о них Т.Н. Мутнян, — они ценят Коноваленко – учатся на прошлом, не отвергая его, берут из него всё лучшее».
Директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина не может назвать ни одной нелюбимой ею работы из экспозиции. Но особым расположением директора пользуется крупный яркий «Бегемот», разинувший дружелюбно свою пасть. «Зачем Вы устраиваете выставку В. Коноваленко?» — спросили мы. «Показывать такие произведения – не только миссия, но и удовольствие».
Работы В. Коноваленко несомненно дарят удовольствие и, кстати, должны понравиться детям. Они красивые, душевные и сделаны на высочайшем уровне мастерства. Удовольствие доступно нам до конца лета, после они разбредутся по коллекциям, из которых были взяты – в Гохран РФ, в Денвер (в музее всего 20 работ художника, привезено в Москву 3), в собрание Е. и Ф. Шавыриных, в фонд Казанджян, музей «Самоцветы» в Москве и частное собрание США.