Только в прошлом году открылась обновлённая экспозиция Мемориальной квартиры пианиста Святослава Рихтера, как музей снова оказался закрыт на ремонт. Однако с 1 декабря 2023 года он снова начала принимать посетителей, по завершении реставрационных ремонтных работ и частичного обновления экспозиции.
Экспозиция — это не выставка, здесь должны быть очень тщательно отобраны вещи, о которых можно рассказывать людям, которые приходят прикоснуться к наследию великого пианиста. Директор Мемориальной квартиры Юлия Де-Клерк пояснила культурно-политическому журналу «Э-Вести», что экспозиция кардинально меняется редко, далеко не каждый год, и подлежит следующему обновлению примерно через пять лет. Однако некоторые из представленных экспонатов могут и даже должны меняться исходя из условий хранения. Графику, например, нельзя экспонировать больше четырех месяцев подряд, что диктует частоту смены экспозиции графических работ.
При этом она отметила, что «обновление пространства — традиция самого Святослава Теофиловича, потому что у него всё время всё менялось, и это принципиально необходимо для дома-музея. Когда говорят, что где-то что-то стояло, а здесь что-то висело — это не про Рихтера. Мы, конечно, не можем себе позволить кардинальные изменения — выносить и раздвигать рояли Steinway&Sons, убирать все стулья, но когда был жив музыкант, всё находилось в постоянном движении».
Чета Святослава Рихтера и Нины Дорлиак счастливо жила в доме на Большой Бронной до 1997 года, пока был жив пианист. Квартира была гостеприимной при жизни хозяев, и остаётся таковой после них, что потребовало капитального ремонта помещения с применением аутентичных вещей, без которых она потеряла бы дух музыкантов. В результате в 2023 году музей заказал финские окна 1970-х годов с двойными рамами, поновил старый паркетный пол, бережно отреставрировал японскую соломку в коридорах (она была привезена из первых гастролей по Японии), стенные шкафы и т.д.
В итоге квартира посвежела, сохранив привычный «основной набор» и обновив некоторые экспонаты.
«Мы старались благодаря вещам, которые хранятся в коллекции Рихтера, максимально раздвинуть временные и пространственные рамки, чтобы показать личность Рихтера, его феномен, его связь с одной стороны, с эпохой Серебряного века, с другой стороны, с послевоенным авангардом, — пояснила Юлия Де-Клерк. — Нам было важно обозначить определённые персоналии: Фалька, Шухаева, Краснопевцева, Зверева, Кончаловского, Трояновской».
Реставрация коснулась и работ этих художников, прежде всего «Портрет супругов Веригиных» П. Кончаловского.
Согласно принципам музея, в ближайшие несколько месяцев набор графических работ сохранится в том виде, в каком он представлен на нашем фоторепортаже с открытия Мемориальной квартиры Святослава Рихтера после реставрации. Затем часть предметов будет заменена другими, делая разностороннее наследие великого пианиста ближе современному зрителю.