Евреи бережно хранят историческое наследие и каждое поминальное мероприятие о катастрофических событиях Второй мировой войны устраивают так, чтобы оно затрагивало душу молодого поколения. Рассказ о пережитой десятилетия назад трагедии всегда ведётся от сердца к сердцу, а язык рассказа понятен современникам. Яркий пример тому — очередная юбилейная выставка в Еврейском музее и центре толерантности под названием «Анна Франк. Дневники Холокоста».
На этот раз знакомые всем нам талантливые строки юной Анны были дополнены пятью другими молодыми писательницами и страдалицами той поры: Эленой Берр, Евой Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Руткой Ласкер, живших в разных странах при схожих обстоятельствах. Какие-то строки представленных дневников и писем появились в печати уже во время войны, какие-то были опубликованы в XXI веке усилиями потомков и архивистов, но все были написаны очевидицами событий. Судьба этих девушек сложилась по-разному: кто-то прожил долгую жизнь в семье, кто-то так и успел её создать; жизнь двоих узниц концлагерей оборвалась на старте по чьей-то злой воле.
Тексты, наполненные девичьими грёзами и описанием ужасов войны, объявленной по идеологическим мотивам против мирного населения, воссоздают это страшное время в его противоречивости. С одной стороны, девочки мечтают, поют, влюбляются в мальчиков и поверяют дневникам свои чистые надежды на счастливую жизнь, с другой — вокруг них царит ужас смертоубийства, и любые надежды грозят в любой момент пресечься вместе с самой жизнью. Тонка и призрачна эта черта.
Еврейский музей не строит свой визуальный ряд на картинах измученных тел, напротив, акцент делается на светлых детских лицах, окруженных семьями, в дружеском кругу. Напряжение создаётся всем нам известным историческим контекстом, а также произведениями художников разных стран, лично затронутых трагедией (Ансельма Кифера, Мирослава Балки, Хаима Сокола, Вадима Сидура и др.), «Грёзами» Шумана и смелыми звуковыми и вещественными инсталляциями, говорящими всегда о двух мирах: гетто и том, что за его чертой, отделяющей пространство ужаса и оккупированные территории от иного мира, который кажется далёким.
Прошло более 70 лет с момента развязывания этой войны, но войны с тех пор возникают то в одном месте, то в другом, превращая жизни таких же девочек в кошмар. Да и во время Великой Отечественной Войны — сколько таких девочек сгинуло в осаждённом Ленинграде… Чьей-то жестокой рукой иждивенцы (дети и старики) получали уменьшенный паёк или вовсе лишались его в пользу более нужных (кто это определил?) партийных работников, рабочих и служащих. Историкам неизвестны факты до этой войны, чтобы дети сознательно и в первую очередь обрекались на голодную смерть. Особенно важно слышать, притом постоянно, вопль детей прошлого, чтобы никогда впредь не допускать страданий детей будущего.
Многие из тех, кто пришёл почтить память убиенных жертв нацистских концлагерей, говорили о сходстве судеб Анны Франк и блокадницы Тани Савичевой, о других известных и неизвестных жертвах бесчеловечности. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко, Послы США и Германии — Джон Хантсман и барон Рюдигер фон Фрич, раввин Берл Лазар, предприниматель и меценат Виктор Вексельберг размышляли над тем, как не допустить политических решений, способных привести к подобным кошмарам в будущем.
Еврейский музей, думается, берёт на себя важную миссию — напоминать о той ужасной войне, прямые потери от которой составили десятки миллионов жизней по всему миру и миллионы исковерканных судеб. И, конечно, особенно ценно то, что он говорит об этом детскими голосами, которые быстрее других находят путь к сердцам. Ведь хочется верить, что у любителей войн тоже есть сердца, которые могут быть затронуты подобными экспозициями, во имя мира и любви.