Жители России продолжают экономить и перемещаются в дискаунтеры, говорят результаты исследования Ромир. В мае 2019 средний чек покупки в магазине составил 553 рубля, что на 3 рубля (-0.7%) меньше, чем месяцем ранее. Опыт прошлых лет говорит – это не предел.
Данные о покупках 40’000 покупателей в 220 российских городах с населением свыше 10 тыс. человек, собираемые и анализируемые Ромиром, показывают, что в этом году покупательское поведение повторяет модель 2017-2018 годов, когда после новогодних праздников средний чек покупок падает на -10%, затем в феврале-марте подрастает на несколько рублей, после чего продолжает стремительно катиться вниз еще на -4-7%, достигнув дна в июле.
Эта сезонность не данность природы русского человека, так в 2016 году с марта до декабря средний чек похода в магазин только рос – с 528 рублей до 625 рублей (+18%).
Самый большой вклад в падение внесли жители городов-миллионников, таких в России 15, включая Москву и Санкт-Петербург, где люди сократили траты на -2.2% и -3.5%, соответственно. Амплитуда изменений в разных регионах приблизительно одинаковая, кроме Центрального Федерального Округа, где расходы просели на -3.6%.
Если же сравнивать этот май с прошлым годом, то сумма покупок замерла на прежнем уровне (рост в 1 рубль или +0.2% — почти погрешность).
Примечательной особенностью стало и то, что, если в гипермаркетах, супермаркетах и обычных магазинах чек снизился на -2.2-3.1%, то в дискаунтерах он почти ничего не потерял -0.6%. В сравнении же с прошлым годом магазины низких цен даже нарастили сумму покупок на 3.7%. Остальные же только потеряли (-1.0-2.7%). Все это может свидетельствовать не только о сокращении трат, но и о переориентации потоков покупателей в дискаунтеры.
Глава Ромира Андрей Милехин поясняет: «Май в целом был отмечен снижением потребительской активности на фоне продолжительных праздников, потому стоит ли удивляться снижению размера среднего чека. Хотя трехрублевые потери чека еще не повод бить тревогу, однако режим экономии продолжается. Россияне однозначно стараются тратить меньше».