1 февраля 2020 года Люксембург приступит к запрещению использования на своей территории знаменитой отравы для полей — гербицида глифосат (вернее, это действующее вещество сотен гербицидов). Это самый популярный в мире препарат для химического уничтожения сорняков, который пользуется большим спросом и в сельском хозяйстве России. Одной из самых известных его разновидностей является раундап компании Монсанто (Байер). К концу 2020 года маленькая благополучная страна полностью запретит химикат, оказывающий крайне негативное влияние на здоровье людей.
Как видим, лобби химиков на этот раз не помогло. Ещё два года тому назад, в конце ноября 2017 года, Евросоюз рассматривал возможность полного отказа от гербицида в сельском хозяйстве, но лобби производителей глифосата одержало верх. Министр сельского хозяйства Люксембурга Роман Шнайдер рассказал о своём решении с большой гордостью, назвав это «решающим шагом во внедрении элементов устойчивого развития, где должны занять ведущее место современные и экологически чистые фитофармацевтические препараты».
Решение правительства процветающего княжества венчало собой целую серию усилий по защите своих граждан от этого препарата. Более 60% сельскохозяйственных производителей страны уже отказались от применения гербицидов. Им частично помогла в этом финансовая поддержка правительства, которое с конца 2019 года компенсировало фермерам переход на экологичные формы хозяйствования в размере 30 евро за гектар посевных площадей и 50 евро за гектар винодельческих хозяйств. Но этой поддержки оказалось недостаточно и фермеры Люксембурга собираются просить о возмещении дополнительно возникших расходов.
Лицензия на использование глифосата в ЕС истекает в 2022 году. Однако европейцы надеются на то, что и до этого момента страны-противники применения гербицида откажутся от него в одностороннем порядке. Следующими должны стать Франция и Австрия, запланировавшие этот шаг на 2020-2021 годы.
За люксембуржцев можно только порадоваться. Им, конечно, придётся несколько лет дожидаться, пока глифосат исчезнет с земли, но затем они получат возможность есть экологически чистую пищу, в которой нет канцерогенов.
В России же пока нет серьёзных разговоров об ограничении и тем более запрете глифосата на уровне власти. На каждые 10 млн га вливается порядка 40 тысяч тонн гербицидов. А основной производитель запрещённого в Люксембурге препарата локализовался в России в 2015 году (в Воронежской области) и наращивает производство своих семян и препаратов год от года.