«Тайные общества» в Республике Мали (Западная Африка) — это не теория заговора и не сказка для детей. Это традиционные структуры общества, скрытые от глаз чужеземцев и даже части малийцев, которые играют важнейшую роль в государственных, межэтнических, социальных и межрелигиозных отношениях этой экзотической африканской страны. Об их существовании известно всем, но о них — почти ничего. И Музей Востока решил поведать россиянам о культуре, окружающей «тайные общества», открыв выставку «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали».
Про большие мужские тайные союзы африканской страны до сих пор практически не было литературы на русском языке, но и французы — недавние колониальные хозяева малийцев не были посвящены во все детали общественного устройства. Продвижение России в Африку привело к тому, что с 2015 года российские учёные смогли на месте изучать удивительную культуру, природу и общество Республики Мали. Тогда выяснилось, что каждый мужчина-малиец — носитель сакральных знаний, которые становятся известными ему после достижения 40-летнего возраста, однако он не торопится показывать их для посторонних глаз.
«Есть какие-то обряды, которые все могут посмотреть, — поделилась с «Э-Вести» один из участников экспедиции в Мали
О.Ю. Завьялова (кафедра африканистики СПбГУ). — Но как только малийцы выносят свои настоящие маски, непосвящённые удаляются, в том числе дети и малийские женщины. Последние могут присутствовать во время обрядов только если у них прошло более 10 лет после менопаузы. Они участвуют в обряде, например, в приготовлении каши. Но никто посторонний не имеет право смотреть на этот обряд, поскольку непосвящённому он может сильно навредить».
Несмотря на ограничение информации, никакого заговора против человечества у малийцев нет. Цель сохранения традиционных «тайных обществ» в мусульманской Мали гораздо проще и ближе к человеческим потребностям, чем создание нового миропорядка. Это традиционные объединения малийцев во имя совершения обрядов плодородия, улаживания бытовых конфликтов, совершения инициации и обретения удачи на охоте, которые оставляют за собой важнейшую роль в общественном устройстве страны.
Функционирование «тайных обществ» в Мали гораздо сложнее, чем обычный культовый обряд — так, обряд удачи на охоте служит не только умножению добычи, но и регулированию отношений человека с животным миром, сохранению его для потомков. В Мали все владеют какой-то частью посвящения — некоей живой энергией, которая, согласно поверьям, высвобождается когда умирает объект. Её можно переносить, она есть в людях, в духах, в некоторых животных (в белке она есть, а в зайце — нет), в камнях, в ряде деревьев (у каждого малийца — своё, от которого он получает подпитку сил).
Верования и предмет культа настолько сложны и развиты, что каждый малиец в какой-то момент получает полноценный навигатор, как жить. «Фетиши — это и идолы, и знания, например, как с кем разговаривать, — делится Ольга Юрьевна. — У каждого есть свои духи-покровители, которых малийцы знают по именам и имеют с ними «договор».
На первый взгляд кажется, что тайные общества в Мали теряют свою власть по мере укрепления позиций ислама в среде молодёжи. Но старики верят, что со временем у молодых это пройдёт и они вернутся к традициям предков.
Красочные маски и предметы искусства — фетиши, непременный атрибут «тайных обществ» Мали. Но многие из представленных в Музее Востока предметов уникальны, поскольку малийцы не видят смысла в длительном хранении вещей Работающую вещь они не отдадут никому, и исследователю приходится проявить изобретательность, чтобы выменять или купить в Мали экспозиционный предмет.