Крошечный портрет Марии Магдалины кисти Рафаэля был продан на аукционе за 3.1 миллиона долларов. Изящная картина маслом имеет менее 38 см в высоту и около 13 см в ширину.
Рафаэль написал портрет святой примерно в 1503 году, когда ему было около 20 лет. Эксперты говорят, что эта работа свидетельствует о раннем проявлении таланта итальянского мастера эпохи Возрождения.
«Он работал с такой технической утонченностью уже на этом этапе своей карьеры, — рассказывает искусствовед и специалист по старым мастерам Дарья Фонер из Sotheby’s. — В этой работе есть элегантность, изящество и почти нежность, которые ассоциируются у нас с Рафаэлем».
У Рафаэля Мария Магдалина — стройная фигура, стоящая на чёрном геометрическом фоне. С ней нет её привычного кувшина с маслом, которым она умащала Иисуса. Вместо этого она носит власяницу — платье сотканное из её собственных волос, что символизирует отказ от материальных благ и раскаяние после распятия.
![Автопортрет Рафаэля, в возрасте около 23 лет (1504 - 1506)](https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2025/02/20250209-mariya-magdolina-rafael-03.jpg)
Другие известные произведения «Кающейся Магдалины», как иногда называют Марию Магдалину на этом этапе её жизненного пути, изображают, как женщина разрушается изнутри. У скульптуры Донателло «Кающаяся Магдалина» (около 1453-1455), например, имеет ввалившиеся глаза и полуоткрытый рот. Рафаэль, напротив, изображает её в почти ангельской позе с золотым нимбом вокруг головы.
«Это необычная и превосходная картина, прекрасный образец Рафаэля на самом раннем этапе его карьеры», — добавляет Фонер.
Последний раз картина выставлялась на торги в 2000 году, тогда она была продана на аукционе Christie’s за 611’000 долларов. Однако в то время считалось, что на ней изображена Святая Мария Египетская. Сейчас эксперты Sotheby’s полагают, что это Мария Магдалина, хотя и признают, что отсутствие кувшина с маслом «оставляет открытой возможность того, что это Мария Египетская».
Портрет Марии Магдалины была боковой панелью алтаря, который, по словам аукционного дома, использовался «для личной молитвы». Эксперты не знают, кто заказал этот запрестольный образ и кто изображён на центральной панели, но они знают, что другая боковая панель представляла собой миниатюрный портрет святой Екатерины Александрийской, который сейчас хранится в итальянской Национальной галерее Марке в Урбино.
![Рафаэль создал этот портрет около 1503 года, когда ему было около 20 лет.](https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2025/02/20250209-mariya-magdolina-rafael-02.jpg)
![Донателло, «Мария Магдалина» (1454-1457) дерево](https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2025/02/20250209-mariya-magdolina-rafael-05.jpg)
Готовясь к написанию портретов, Рафаэль сначала делал натурные рисунки своих персонажей, затем он протыкал дырки по основным контурам рисунка, клал эскизы поверх холста и покрыл их мелкой угольной пылью. В результате на холсте появлялись лёгкие контуры, которые он использовал в качестве ориентира при создании картины. Это так называемая методика spolvero (итал. посыпаю). Набросок Марии Магдалины сейчас хранится в берлинском Kupferstichkabinett (Гравюрном кабинете), а рисунок св. Екатерины находится в коллекциях Лувра.
Финальная картина написана двусторонней. Оборотная сторона расписана красочным узором, а по обеим панелям проходит молитва: «Пусть Дева Мария благословит / Нас своим святым потомством».
«На оборотной стороне, — рассказывает Фонер, — можно обнаружить отпечатки пальцев Рафаэля. Здесь он размазывал и смешивал краски своими руками».
![«Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами») Рафаэля, написанное примерно в то же время, что и запрестольный образ, в аналогичной технике рисования пальцами](https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2025/02/20250209-mariya-magdolina-rafael-04.jpg)
По мнению Artnet, «Святая Мария Магдалина» стоимостью 3.1 млн долларов является хорошей инвестицией и имеет потенциал роста. Самая дорогая картина Рафаэля — «Портрет Лоренцо Медичи, герцога Урбино» (1518) была продана в 2007 году за 37.3 млн долларов. Однако самой дорогой работой стал набросок мелом «Голова музы» (1510-1511), который он использовал в качестве образца для своей ватиканской фрески «Парнас». В 2009 году этот набросок был продан за 48 млн долларов.