Крупнейший мировой производитель шин Michelin инвестирует в производство водородных топливных элементов, чтобы снизить свою зависимость от шинного рынка.
Сегодня на конференции Capital Markets Day 2021 главный исполнительный директор Флоран Менего планирует поделиться планами диверсификации бизнеса по трём новым направлениям: производство топливных элементов, 3D-печать и композитные материалы, которые сулят миллиарды дополнительных доходов и должны обеспечить до 30% от выручки к концу этого десятилетия. Напомним, что в прошлом году оборот Michelin составил более 20 млрд. евро.
Водородный бизнес шинника строится вокруг компании Symbio – совместного предприятия с одним из крупнейших мировых производителей автозапчастей – Faurecia SA (дочернее предприятие Stellantis NV – объединившихся Fiat Chrysler и Peugeot Citroen).
По словам Валери Буйон-Дельпорт, директора водородного подразделения Michelin, Symbio станет крупнейшей европейской площадкой по производству водородных систем, которые, в частности, будут поставляться для грузовых фургонов Stellantis.
Сейчас продажи водородной техники (FCEV) меркнут даже на фоне электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV). В третьем квартале 2020 года автопроизводители продали всего 2’380 FCEV-автомобилей против 826’000 экологичных BEV и PHEV.
Тем не менее водородом уже заинтересовались такие автопроизводители, как Toyota, Mercedes-benz, Hyundai, которые инвестируют в соответствующие проекты.
В отличие от электромобилей, которые сейчас активно внедряются в сегменте легковых автомобилей, водородные топливные ячейки рассматривается как основной источник зеленой энергии для фургонов, грузовиков и судов, из-за лучшего соотношения вес / плотность хранения энергии и большего пробега на одной заправке.
К 2030 году Symbio планирует получать около 1.5 млрд. евро выручки и занять примерно 12% мирового рынка топливных элементов.
«Несколько месяцев назад я бы сказал, что гонка идет между Европой и Китаем, но сейчас, я думаю, США становятся третьим игроком», – сказал Буйон-Дельпорт Bloomberg, имея в виду инициативу Джо Байдена по масштабным инвестициям в электромобили и возобновляемые источники энергии.
Symbio, как крупный игрок, планирует поучаствовать в разделе тех субсидий, которые Европа планирует направить на поддержку «зеленого» водорода. Франция и Германия, на пример, хотят вложить в эту сферу миллиарды евро.
«Государственная помощь необходима, чтобы поднять промышленность, – поясняет Буйон-Дельпорт. – Каждое правительство выбирает своих чемпионов».
В России тема водорода, как источника зеленой энергии, пока находится лишь на стадии разработки Концепции водородной энергетики, о чём говорится в дорожной карте, утвержденной Правительством в октябре 2020 года.
Если проанализировать этот план, то можно обратить внимание, что главная забота России — это производство водорода на атомных станциях и из углеводородов, хранение и транспортировка водорода на экспорт. Из сфер применения конкретика в нём есть лишь по созданию опытного образца железнодорожного транспорта, который нужно продемонстрировать к 2024 году.