Что связывает Россию и страны Латинской Америки? Как выяснилось, очень многое, но ещё больше будет связывать две стороны в ближайшем будущем. Сегодня была открыта выставка раритетных изданий , посвященных связям России со странами Латинской Америки за последние два века под названием «К берегам Латинской Америки».
Выставка книжных раритетов — шестидесяти уникальных изданий, от воспоминаний путешественников до географических атласов, была открыта в фойе Румянцевского музея в Доме Пашкова, здании Российской Государственной Библиотеки (РГБ); она показывает всю мощь богатейшей коллекции главной библиотеки страны.
Достаточно сказать, что в копилку исторических связей включаются имена выдающихся политических и общественных деятелей Российской Империи и молодых (на тот момент) стран латиноамериканского континента. Сюда можно добавить имена выдающихся путешественников: Беллинсгаузена, Лазарева, Миклухо-Маклая, и других, чьи имена прославили как страны континента, так и России.
На открытии выставки присутствовали Министр Иностранных дел РФ С.В. Лавров, советник Президента по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, директор РГБ В. Дуда, практически все послы стран Латинской Америки, дипломатический корпус, представители культурной и научной общественности.
С кратким проникновенным словом выступил словом выступил глава внешнеполитического ведомства, осветив наиболее яркие страницы, характеризующие всегда дружественный и в основном плодотворный союз двух поистине равноправных сторон — Российской Империи и стран Латинской Америки. Стремление к познанию друг друга, несмотря на географическое расстояние, снимало барьеры различия в культурах и в экономическом развитии.
Удивительно то, что яркие примеры двустороннего общения зачастую превращались в исторические страницы, обогащая не столь давнюю историю ряда стран этого грандиозного по масштабам и поликультурности континента.
Вся выставка была разбита как бы на четыре равноправных части. Условно можно сказать, что они состоят из подборки материалов по следующим рубрикам: путешественники, дипломаты, общественные деятели, исторические личности.
В рамках небольшого эссе не представляется возможным перечислить все имена, которые были бы достойны упоминания. Все они внесли свой масштабный вклад в двусторонние связи. Некоторые своими удивительными воспоминаниями, другие — конкретным профессиональным вкладом (например, специалисты по демаркации границ между латиноамериканскими странами — это юридическое обоснование является правовой основой для ныне существующих границ), третьи осуществили развитие дипломатических связей; четвёртые просто-напросто помогали выигрывать войны во времена двусторонних конфликтов.
Но об одном из таких ярких примеров нельзя не сказать — имя этому человеку Иван Тимофеевич Беляев.
Этот генерал русской Императорской армии, будучи начальником Генерального штаба парагвайской армии, внёс определяющий вклад (тому есть фактологические доказательства военных специалистов, приведённые на выставке) во время Чакской войны между Парагваем и Боливией.
Помимо того, что Иван Тимофеевич Беляев был удивительным и успешным военачальником, он прославился в этой южноамериканской стране ещё тем, что стал удивительным и неповторимым защитником индейцев перед лицом парагвайской администрации. Он не только обустраивал быт, жизнь и общественный уклад индейских племён, но и лечил детей индейцев и ратовал за предоставление питания, медицинских препаратов, одежды, необходимой для выживания в тяжёлых условиях парагвайской природы.
Удивительно то, что многие индейцы, которые исторически (так сложилось) настороженно относились к белым людям, не только всей душой приняли Беляева, но прозвали его «белым касиком» и провозгласили его чем-то наподобие вождя и божества.
Часто его фамилия давалась в качестве имени индейским детям, причём как мальчикам, так и девочкам. До сих пор, по прошествии восьмидесяти лет, можно встретить целые семьи, а иногда и кланы индейцев Центрального Парагвая, которые носят имя собственное или фамилию «Беляев». Это событие трогает до глубины души, и ты понимаешь, что русский человек, каким бы он ни был по профессии, может быть принят как свой в такой экзотической стране, как Парагвай, и даже может быть провозглашен высшим существом, если в его груди бьётся русское сердце, у него русское душа, он русский по образу жизни и мысли.
В качестве небольшой, но яркой краски хочу напомнить, что Иван Тимофеевич был шотландцем по матери, а его интерес к индейцам был вызван его детскими воспоминаниями, полученными в дедовском сундуке, где тот — адмирал флота — хранил записи об индейцах Южной Америки.
Интересно то, что Иван Тимофеевич Беляев трепетно хранил эти воспоминания до тех пор пока не оказался в Парагвае и не вспомнил карту-схему расположения индейских племён по резервациям. Это что-то наподобие случая с Генрихом Шлиманом, который в 10-летнем возрасте прочитал «Илиаду» Гомера, и уже во взрослом состоянии, воскресив в памяти строки слепого писателя, восстановил местоположение Трои и нашёл великие сокровища Елены Прекрасной, тем самым войдя в историю как выдающийся археолог и первооткрыватель.
Беляев до конца жизни оставался русским офицером, русским православным человеком, но при этом выдающимся латиноамериканским политическим и военным деятелем, а главное — защитником «сирых и обиженных» в лице индейцев, затерянных в джунглях этой далекой латиноамериканской страны.
Что яркого и самобытного в этом случае? Когда читаешь строки его писем с выставки «К берегам Латинской Америки», где он говорит, что его не понимали не европейцы, ни собственная русская диаспора, но понимали те, которых мы тогда называли «дикарями» (они на самом деле очень чуткие и масштабные люди) — это поражает и хватает за живое. Строки, полные боли о далёкой Родине, о душевном одиночестве и тоске о русской неизбывной духовности, которая оказалась востребована в столь экзотических условиях, должны прочитать все русские люди, и вообще все те, кому дорога Россия, Русский человек и, конечно, Латинская Америка.
Вот такая удивительная история происходила с нашими соотечественниками по всему миру, а теперь мы узнали, во всяком случае широко, и о Латинской Америке — континенте столь далёком и одновременно столь близком русскому сердцу.
Выставка «К берегам Латинской Америки» говорит о том, что нет расстояний и преград, когда в груди бьётся горячее русское сердце, а на плечах — голова образованного человека, полная мыслей о прогрессе и любви к ближнему.
Пример Латинской Америки (об этом свидетельствует вся выставка) — это пример возможности иметь прочные и стабильные связи там, где для этого, казалось бы, либо нет, либо очень мало привходящих условий. Что правда, то правда. Хочется вновь и вновь посещать эту выставку и питаться живительными источниками этих ярких личностей, этих удивительных примеров, как познавать непознанное и нести всё русское на поля и долы неизведанных доселе земель.
Обращение «К берегам Латинской Америки» побуждает людей к добрым мыслям, к оптимистической гипотезе во всём и всегда. Кроме того, наряду с открытием Центра по изучению стран Латинской Америки в Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино нынешняя выставка, посвященная историческим связям России и стран Латинской Америки, свидетельствует о новом этапе интереса к развитию российско-латиноамериканских связей и к континенту Латинской Америки как таковому со стороны российской общественности.