27 февраля 2018 года на совещании Правительства была согласована Стратегия развития российской автомобильной промышленности до 2025 года. По данным прессы, документ готовится к подписанию, но культурно-политический журнал «Э-Вести» выяснил, что интересы российского инвестора этой отрасли – автодилеров, в нем не были учтены.
Надо заметить, что разработкой стратегии развития нашей страны все еще занимаются зарубежные «партнеры». Экспортную стратегию написала британская Ernst and Young, а общую – американская McKinsey&Company. Предыдущую Стратегию в 2010 году также готовили американцы – Boston Consulting Group. По данным Счетной Палаты, наши чиновники передали существенную часть государственных полномочий сторонним лицам и заплатили за это 8 млрд. рублей из федерального бюджета.
К 2025 году объем внутреннего автомобильного рынка должен вырасти до 2.2 млн. машин (85% — производство РФ, 15% — импорт). Плюс 14% произведенных машин будет экспортировано за рубеж. Производимые в России машины при этом должны быть локализованы на 75-85%, то есть, подавляющая часть их компонентов должна производиться в России.
Государство позаботилось о возрождении и создании современного автомобильного производства. Господдержка сохраняется на уровне 62 млрд. рублей, однако она будет переориентирована со стимулирования спроса (скидки, льготные кредиты и лизинг) на развитие производства газомоторного, электрического и автопилотируемого транспорта.
Еще одно требование к автозаводам – объем проводимых российскими сотрудниками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) должен вырасти до 5% от оборота компании в стране, охватывая такие направления, как электромобили, автопилотируемые и умные «подключенные» автомашины. Нельзя не приветствовать инициативы по развитию высоких технологий.
Но самый массовый частный инвестор в автомобильную отрасль – это автомобильные дилеры, их новая Стратегия автопрома обошла стороной. В то же время, в связи со схлопыванием внутреннего рынка почти в 2 раза, с 2014 по 2017 год разорилось и закрылось 690 официальных дилерских центров. Это огромное количество рабочих мест и налоговых отчислений в госбюджет, а также инвестиции в строительство автосалонов и сервисных центров.
Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев удивляется тому, как можно писать стратегию развития автопрома без учета розничной сети. На вопрос «Э-Вести», учтены ли в новой стратегии интересы российских инвесторов в лице автодилеров, он сказал: «Нет. У нас Минэкономразвития считает, что главное — это производство, а продажи и обслуживание — вторичны».
Следуя текущей тенденции, в 2018 году может закрыться еще с полсотни центров, даже при условии сохранения прежних объемов госстимулирования спроса на автомобили. Но, по имеющейся информации, объем господдержки в 2018 году, о котором просили дилеры, будет сокращен вдвое.