Что может происходить в мировой экономике в 2021 году? То же, что и в 2020, что и в 2022! В мировой экономике вообще ничего происходить не может, так как на уровне мировой экономики все мало-мальски ощутимые процессы растворяются в пространстве. Все размышления Нобелевского лауреата по экономике Джозефа Штиглица и других крупных экономистов, мягко говоря, не состоятельны в формате происходящих сегодня библейских, тектонических сдвигов в мировой экономике.
Главный принцип историзма — развитие истории «по горизонтали», нарушен. Мы совершенно убеждены в том, что последние 2 года в мировой экономике происходит нечто, что хоть и прогнозировалось (Фондом Рокфеллера в 2008 году, например), но не подтверждалось эмпирически. Сейчас это очевидно для всех.
О чём идёт речь? Цивилизация (а цивилизация и мировая экономика — это не одно и то же) идёт по спиралевидному пути развития. Другими словами, то, что было в 1921 году в мировой экономике, в целом повторяется в 2021 году. Вы понимаете, куда я клоню? Cегодня мировая экономика — сердцевина мировой цивилизации на Земле, это римейк тех основополагающих фундаментальных процессов, которые уже происходили в первой половине прошлого века. Вас это не удивляет? Меня — очень!
Посудите сами, нам все говорят (МВФ, ВЭФ, ОЭСР, международные подразделения ООН, группа Всемирного Банка, огромное количество фондов, специализирующихся на глобальной экономике и т.д.), что мир не просто изменился с тех пор, он изменился неоднократно в эпоху нового этапа глобальной экономики. То есть, за последние 40 лет.
Это утверждение основано на том, что наука и научно-технический прогресс двинулись так глубоко и далеко, что они изменили ход развития мировой экономики; она-де стала совсем другой: высокотехнологичной, высокомобильной и более развитой и эффективной. Причём под эффективностью всегда подразумевается продуктивность, а не её гуманитарная отдача — проецирование её результатов на повышение качества жизни на Земле.
Всё вышесказанное нас подвигает к мысли о том, что те тренды, которые существовали в первой трети XX века, зеркально отражены в тенденциях, которые мы видим и в мировой экономике сегодня. Вопрос: почему это так? Почему нет линейного развития мировой экономики, как утверждают Нобелевские лауреаты? Оно спиралевидное: те тренды, которые были 100 лет назад, в своей основе повторяются?!
Заметьте, я не делаю никакого открытия, и даже не претендую на Нобелевскую премию по экономике — я говорю об очевидном явлении. Нет развития мировой экономики в том смысле, что нет повышения качества жизни и увеличения качества цивилизации на глобальном уровне за последние 100 лет.
Более того, те процессы, которые влияют на основные тренды развития мировой экономики, сохраняются. Ничего не изменилось. Именно по этой причине, а ни по какой другой, хитрые эксперты по мировой экономике так быстро и «качественно» составляют бесчисленное количество прогнозов. Им всё равно, на какой временной горизонт делать прогноз — они прекрасно знают, что любой из них верифицировать невозможно. Отсюда составляются прогнозы на 30, 50 лет. Среди научно-исследовательских центров очень популярны прогнозные анализы долгосрочного характера, на горизонт после 2050 года.
Но несмотря на всё вышесказанное, иногда в эту «порочную» динамику развития мировой экономики, состоящую в том, что её развитие спиралевидно, могут вноситься «небольшие коррективы», например, «испанка» после Первой Мировой войны 1918-1921 года или «пандемия коронавируса» 2020-2022 годов.
Заметьте, принципиально мировая экономика от этого не претерпевает никаких изменений a grosso modo, как говорят итальянцы (принципиально).
Так почему же это так, а не иначе? Почему я иду в разрез с мнением авторитетных учёных, говорящих о том, что мировая экономика, хоть и скачкообразно, но всё же имеет горизонтальное, а не спиралевидное развитие, как утверждаю я? Моя теория не гипотетична, она верификационна (доказуема). Главное доказательство, что цивилизация в целом угнетена и ущербна. Главный тезис — количество сверхбогатых растёт, а количество сверхбедных не сокращается, а кратно увеличивается.
Продолжу своё печальное шествие по мировой экономике: демографическая проблема ухудшается, при этом факторы, влиявшие на её угнетённое состояние 100 лет назад, те же. Экологическое положение на Земле — один в один то же. Факторы, влияющие на климат, те же. Дальше список продолжать? Думаю, не стоит.
Из 12 фундаментальных проблем мировой экономики решается только одна: проблема инновационного развития, и то только в той части, которая касается глобальных инвестиций в НИОКР — в срочное доведение изобретения от идеи до практического воплощения. Если в среднем 100-150 лет тому назад такой процесс мог занять до 10 лет, то сейчас вся цепочка от идеи до внедрения продукта на рынок может проходить за месяцы. Однако я хочу завершить свою статью о мировой экономике на мажорной ноте.
Главным драйвером мировой экономики являются 35-50 тысяч транснациональных корпораций (ТНК, их ядро — 1600 компаний), а 100 лет назад это были лишь несколько десятков монополий. Вы понимаете, с каким главным вызовом сталкивается мировая экономика и цивилизация на Земле вообще?
Если эти ТНК способны «подвинуть» такую махину, как вторая экономика в мире — СССР, то что им стоит «догнать и обогнать» такую экономику, как Китай или тем более совокупную экономику новых индустриальных стран, о которых так много говорят и которым так много уделяется внимание в прогнозах по мировой экономике, особенно в разделе долгосрочных прогнозов?